Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Губаевой Н.А., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания назмутдиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Лавровой Е.Г. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Лавровой Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заинске и Заинском районе РТ о признании решений от 25 марта 2015 года, 15 мая 2015 года и 19 июня 2015 года незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления Лавровой Е.Г. и её представителя Гольцевой Л.Р. в поддержку жалобы, представителя ГУ - УПФР в г.Заинске и Заинском районе Республики Татарстан Сычевой Ю.А., просившей об отклонении жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заинске и Заинском районе Республики Татарстан о признании решений от 25 марта 2015 года, 15 мая 2015 года и 19 июня 2015 года незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии.
В обоснование иска указано, что 04 марта 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о проведении перерасчета назначенной пенсии с учетом полученной инвалидности. Также на момент выхода на пенсию не была учтена в полном объеме её заработная плата. Ответчик направил ей ответ о том, что необходимо предоставить больше информации. Затем она предоставила ответчику архивную справку и справку, выданную работодателем, но было повторно отказано в проведении перерасчета. Из ответа следует, что при назначении пенсии по инвалидности был учтен заработок за последний год работы с 01 июля 1982 года по 30 июня 1983года в Савалеевском СДК, где она работала техничкой. Заработная плата учтена с заменой месяцев нахождения на "больничном". Среднемесячный заработок за указанный период составил 69,78 рублей. Ей установлена минимальная пенсия как инвалиду III группы в сумме 30 рублей с 12 октября 1983 гола. В связи с достижением 55 летнего возраста пенсия была пересчитана по возрасту. Истец с данным ответом не согласилась, поскольку её заработная плата не учтена в полном объеме. Также не учтена заработная плата и период работы на постоянных работах в животноводстве, заработная плата за обработку свеклы в 1982 году составила в сумме 53 рублей 61 копейки, за сбор молока - 29 рублей 73 копеек, в 1983 году в августе ей начислена заработная плата в сумме 168 рублей 63 копеек. С учетом данных обстоятельств её заработная плата была значительно выше, расчет пенсии должен быть другими.
Истица Лаврова Е.Г. через переводчика Гафурову С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель УПФ РФ в Заинском районе иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что судом не дана оценка всем представленным ею доказательствам.
В суде апелляционной инстанции истец и ее представитель жалобу поддержали.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель согласно ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации вправе определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления.
Как следует из п.37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972г. N 590, пенсии рабочим и служащим по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначаются в следующих размерах: инвалидам III группы в размере 65 процентов с заработка до 40 рублей в месяц и, сверх того, 10 процентов с остального заработка. Минимальные размеры пенсий: по III группе инвалидности - 30 рублей.
Из материалов дела следует, что с 12 октября 1983 года истице назначена пенсия по инвалидности в сумме 30 рублей. Лаврова Е.Г. на тот период являлась инвалидом III группы.
По достижении 55-летнего возраста 26 декабря 1989 года Лавровой Е.Г. была пересчитана пенсия по возрасту в соответствии с документами, имеющимися в пенсионном деле N 773023, с учетом справки о заработной плате за 1982-1983 годы. Средний размер её заработной платы за указанный период составил 69,78 рублей, соответственно размер пенсии составил 45,36 рублей.
Согласно ст. 1 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" минимальные размеры пенсии, установленные Законами СССР "О государственных пенсиях" и "О пенсиях и пособиях членам колхозов", по инвалидности повышены до 70 рублей в месяц с 1 октября 1989 года.
В силу ст.17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N173-Ф3, размер трудовой пенсии определялся на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как разъяснено в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой пенсионных прав граждан, суд руководствуется правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-Ф3, имея в виду следующее:
расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-Ф3 определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи;
в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-Ф3 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном пункте.
При этом продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в систему обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Из материалов дела следует, с 01 января 2002 года расчетный размер пенсии Лавровой Е.Г. составил 660 рублей из расчета соотношения её заработной платы и среднемесячной заработной платы в РФ (0,375 при предельно ограниченном максимуме 1,2) и стажевого коэффициента за полных 36 лет 0,71%. Из них 450 рублей - базовая часть и 210 рублей страховая часть.
В соответствии с положениями п.2 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установлены пунктом 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
Пунктом 3 приведенной нормы предусмотрено определение среднего заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.2 ст.24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств таких, как количество отработанного времени, объем проделанной квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы труда и премирования и другие.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно, установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Справка от 30 сентября 1983 года, выданная управлением колхоза "Искра", не является допустимым доказательством, поскольку она не имеет необходимых реквизитов документа - отсутствует печать органа, выдавшего её, и не указаны источники, на основании которых указаны сведения о полученной истицей заработной плате.
Представленные истцом справки от 24 апреля 2015 года, от 6 апреля 2015 года ответчиком учтены при исчислении пенсии Лавровой Е.Г.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Решение суда подробно мотивировано, доводы сторон оценены в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.1 ст.328, ст.329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Лавровой Е.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.