Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Л.И.Сибгатуллиной, Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Балымовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани" на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 9 октября 2015 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани перенести контейнерную площадку для сбора ТБО с земельного участка, прилегающего к земельному участку по адресу: г. Казань, ул. Рассветная, дом 7б, на расстояние от жилого дома 7б по ул. Рассветная г.Казани на расстояние, соответствующее установленным санитарным нормам и правилам, но не менее 20 метров, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сафиуллина Х.А. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению (далее по тексту - МКУ) "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" о возложении обязанности перенести контейнерную площадку. Заявленные требования мотивированы следующим.
Она является собственником земельного участка с кадастровым номером ... :7143 площадью 509 кв.м по адресу: "адрес" и расположенного на нем жилого дома площадью 84,8кв. м.
Перед въездом в жилой дом на расстоянии 4м от ее ворот установлена контейнерная (мусорная) площадка для сбора твердых бытовых отходов и их последующего вывоза. По вопросу Сафиуллина Х.А. неоднократно обращалась в соответствующие органы по вопросу законности расположения указанной контейнерной (мусорной) площадки.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 24 марта 2015 года следует, что расстояние от ограждения контейнерной площадки до ограждения дворовой территории жилого дома по ул.Рассветная, д. 76 составляет 4, 68 м, до стены жилого дома - 10,28 м, что не соответствует требованиям пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно письму Администрации Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 20 марта 2015 года контейнерная площадка состоит на его балансе, факт незаконного происхождения контейнерной площадки возле дома Сафиуллиной Х.А. не отрицается, однако ее перенос невозможен по причине отсутствия сметы расходов.
Сафиуллина Х.А. просила обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани перенести контейнерную площадку твердых бытовых отходов с земельного участка по адресу: г. Казань, ул.Рассветная, д. 76 на расстояние от жилого дома N7б по ул. Рассветная г.Казани, соответствующее установленным санитарным правилам и нормам, но не менее 20 м, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Сафиуллиной Х.А., Каюмов И.З., заявленные требования поддержала.
Представитель МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Гарифуллина Л.Т. с требованиями Сафиуллиной Х.А. не согласилась.
Дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства в отсутствие административного истца Сафиуллиной Х.А.
Суд заявленные требования удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ"Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани" ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Заявители апелляционной жалобы считают, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывается, что СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" имеют более широкий предмет правового регулирования и применяются с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10, а п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 не противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 и не нарушает прав собственников помещений, поскольку размещение контейнеров для мусора на расстоянии менее 20 м само по себе не может являться фактором, оказывающим вредное воздействие на человека.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела видно, Сафиуллина Х.А. является собственником земельного участка площадью 509 кв. м с кадастровым номером ... :7143 и расположенного на нем жилого дома общей площадью 84, 8 кв.м по адресу: Республика Татарстан, "адрес"
Жилой дом введен в эксплуатацию в 2012 году.
Экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее по тексту - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" от 16 марта 2015 года N 76674, составленным по результатам проведенной во исполнение предписания заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан санитарно-эпидемиологической экспертизы, установлено, что на момент проверки на площадке установлены контейнеры, переполненные бытовыми отходами, территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория значительно загрязнены мусором и пищевыми отходами.
Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Татарстан (далее по тексту - Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан) от 28 мая 2015 года на обращение Сафиуллиной Х.А. по вопросу несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов и переноса контейнерной площадки дан ответ о том, что ранее было рассмотрено ее аналогичное обращение с организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной возле дома N7б по ул. Рассветная г.Казани и на прилегающей к ней территории.
Письмом от 20 марта 2015 года N 835/16 на обращение Сафиуллиной Х.А. Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ответила отказом в переносе контейнерной площадки, ссылаясь на отсутствие финансовых средств.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что расположенная вблизи дома N 7б по ул. Рассветная г. Казани контейнерная (мусорная) площадка не соответствует требованиям действующих санитарных норм и правил, так как находится на расстоянии менее 20 м от указанного жилого дома.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
На основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона и требований.
Как следует из материалов дела, согласно справке от 18 августа 2015 года N 122 на балансе МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" числится контейнерная (мусорная) площадка в поселке Восточный на пересечении улицы Рассветная и переулка Рассветный г.Казани. Контейнерная площадка принята на баланс 4 декабря 2012 года с датой ввода в эксплуатацию 13 февраля 2009 года.
Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" от 16 марта 2016 года N76674 по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы сделан вывод о том, что размещение и эксплуатация контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Рассветная, 7б, не соответствует требованиям п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п.2.2.3. СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан N 1369/с от 28 апреля 2015 года глава Администрации Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Лобов А.Н. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1500 руб. по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Таким образом, установлено, что контейнерная (мусорная) площадка не соответствует требованиям действующих санитарных норм и правил и нарушает право гражданки Сафиуллиной Х.А. на благоприятную среду обитания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и при этом правомерно исходил из того, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований относится с компетенции органов местного самоуправления.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека, не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку
в нарушение пункта 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, доказательств того, что данный случай является исключительным, а возможность соблюдения установленных разрывов отсутствует, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом Сафиуллиной Х.А. построен намного позже строительства спорной контейнерной площадки, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашел свое отражение в решении суда по данному делу, оснований не согласиться с выводами которого в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств дела и выводов суде первой инстанции не опровергают и к отмену обжалуемого судебного акта также не ведут.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 9 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.