Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сайдашевой Э.Р., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Балымовой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Абулханова М.И. на решение Приволжского районного суда города Казани от 13 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Абулханова М.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Абулханова М.И. - Мазитова И.И. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Шайдуллиной Г.И., с апелляционной жалобой не согласившейся, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абулханов М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В обоснование заявления указано, что 15 июня 2015 года Абулханов М.И. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес".
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок Абулханову М.И. отказано со ссылкой на то, что для получения необходимой информации государственным регистратором был направлен запрос в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, ответ на который на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации не поступал.
Абулханов М.И. считает решение об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным, поскольку им подан полный и исчерпывающий пакет документов, которые по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отсутствие в рассматриваемом случае надлежащего межведомственного взаимодействия органов власти не должно являться препятствием для граждан в реализации своих прав.
Просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес" и обязать зарегистрировать право собственности на него.
В судебном заседании представитель Абулханова М.И. - Мазитов И.И. заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Липанин В.А. с административным исковым заявлением не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Абулханов М.И. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить как незаконное, ссылается на доводы заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Абулханова М.И. - Мазитов И.И. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Шайдуллина Г.И. с апелляционной жалобой не согласилась.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 15 июня 2015 года Абулханов М.И. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , расположенный по адресу "адрес", приложив в качестве правоустанавливающих документов на данный земельный участок архивную выписку из протокола N16 заседания Исполнительного комитета Высокогорского сельского Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года, архивную выписку из протокола N7 заседания Исполнительного комитета Высокогорского сельского Совета народных депутатов от 19 мая 1998 года, выписку из решения от 24 декабря 1992 года, выписку из решения от 19 мая 1998 года, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 15 июня 2015 года.
Уведомлением от 30 июля 2015 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан сообщило Абулханову М.И. об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответ мотивирован тем, что для получения необходимой информации государственным регистратором был направлен запрос в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, ответ на который на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации не поступал.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан действующему законодательству.
С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что непредставление документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, является основанием для приостановления государственной регистрации, при этом законом обязанность принятия необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений, возложена на регистрирующий орган.
Таким образом, поскольку непредставление документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, является основанием для приостановления государственной регистрации, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации не соответствует требованиям закона.
Вместе с тем, поскольку у регистрирующего органа имеются сомнения в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при этом не представлены документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные по межведомственным запросам, правовых оснований для возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Абулханова М.И. о признании отказа незаконным подлежит отмене с принятием в этой части нового решения о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации прав Абулханова М.И., изложенного в сообщении от 30 июля 2015 года.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 13 октября 2015 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении требований Абулханова М.И. о признании отказа незаконным и принять в этой части новое решение.
Заявление Абулханова М.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации прав Абулханова М.И., изложенный в сообщении от 30 июля 2015 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.