Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Ю.Р. Мочаловой, Л.И. Сибгатуллиной,
с участием прокурора Д.Ф. Хисамутдиновой,
при секретаре А.Р. Балымовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой административное дело по апелляционной жалобе И.А. Макарова на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
заявление прокурора Авиастроительного района города Казани удовлетворить.
Прекратить действие права И.А. Макарова, 28 июля 1962 года рождения, на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
Возложить обязанность на И.А. Макарова возвратить водительское удостоверение серии ... N ... категории "В,C,D,BE,CE", выданное 2 июня 2012 года, в отделение по Авиастроительному району ОГИБДД УМВД России по городу Казани.
Взыскать с Макарова И.А. в бюджет муниципального образования города Казани госпошлину в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав И.А. Макарова и его представителя Е.В. Моршед в ее поддержку, прокурора Д.Ф. Хисамутдинову, возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к И.А. Макарову о прекращении действия права на управление транспортными средствами и возложении обязанности возвратить водительское удостоверение.
В обоснование требований указал, что И.А. Макаров имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии ... N ... категории "В,C,D,BE,CE", выданного 2 июня 2012 года.
Между тем И.А. Макаров с 2010 года состоит на диспансерном учете у врача-нарколога и не годен к управлению автотранспортным средством.
Управление И.А. Макаровым автотранспортным средством создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель И.А. Макарова с заявлением не согласилась.
Представители третьих лиц ОГИБДД УМВД России по городу Казани, ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в судебное заседание не явились.
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе И.А. Макаров просит об отмене решения, указывая, что работает водителем, имеет положительную характеристику с места работы, является вдовцом, один воспитывает несовершеннолетнего сына.
Ссылается на то, что периодически проходит освидетельствование в наркологическом диспансере и в настоящее время находится в стадии ремиссии, срок которой составляет 3 года и 5 месяцев.
Полагает, что прокурором не представлено суду бесспорных доказательств о создании И.А. Макаровым реальной угрозы возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, имущественного ущерба, а также медицинское заключение о наличии заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории "В", "С" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения наркомании является воздержание от приема наркотиков, а стойкой ремиссией - выздоровление.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, для больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению Транспортным средством" утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, И.А. Макаров имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 1609 N 791993 категории "В,C,D,BE,CE", выданного 2 июня 2012 года.
По сведениям ГАУЗ "Республиканский диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" И.А. Макаров с 2010 года состоит на диспансерном учете с диагнозом "Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов. Синдром зависимости". У врача психиатра-нарколога наблюдается регулярно с мая 2012 года. Ремиссия по наблюдению составляет более трех лет.
Учитывая вышеизложенные нормы права и обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку И.А. Макарову установлен диагноз, который является препятствием к управлению транспортными средствами, при этом выявленный срок ремиссии согласно приложению к Приказу Министерства здравоохранения СССР N704 от 12 сентября 1988 года "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" не позволяет ему осуществлять управление транспортными средствами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При этом прекращение права И.А. Макарова на управление транспортными средствами согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебного решения, и потому не могут служить основанием к его отмене.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 14 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу И.А. Макарова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.