Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Ю.Р. Мочаловой, В.А. Терехина,
при секретаре А.Р. Балымовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Ю.Р. Мочаловой административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Горячий хлеб" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 3175758 (трех миллионов ста семидесяти пяти тысяч семисот пятидесяти восьми) рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Горячий хлеб" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи административного искового заявления считать 25 мая 2015 года.
Взыскать с Кабинета Министров Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горячий хлеб" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Кабинета министров Республики Татарстан К.А. Першикова в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Горячий хлеб" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявления указало, что на основании заключенного в 2006 году с Палатой земельных и имущественных отношений Бугульминского муниципального района договора является арендатором земельного участка общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", дом "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года кадастровая стоимость названного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2010 года, была утверждена в размере 11278 271 рубль 43 копейки.
ООО "Горячий хлеб" считало, что установленная этим нормативно-правовым актом кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается составленным индивидуальным предпринимателем Р.Н. Шагидуллиной 14 апреля 2015 года отчетом, которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2010 года определена в 3352 000 рублей. 20 апреля 2015 года данный отчет получил положительное экспертное заключение эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет".
ООО "Горячий хлеб" просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, составившей 3352 000 рублей.
ООО "Горячий хлеб" в судебное заседание своего представителя не направило.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заявленным требованиям возражали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Бугульма в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение отменить по всем предусмотренным частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям.
Не соглашается с выводом суда о достоверности экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы", положенного в основу решения. Полагает, что при проведении судебной экспертизы были нарушены федеральные стандарты оценки N1, N3, N7, что повлияло на итоговую величину определяемой стоимости объекта.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Горячий хлеб" на основании заключенного в 2006 году с Палатой земельных и имущественных отношений Бугульминского муниципального района договора является арендатором земельного участка общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, определенные по состоянию на 1 января 2010 года, в соответствии с которым кадастровая стоимость названного земельного участка установлена в размере 11278 271 рубль 43 копейки.
ООО "Горячий хлеб" не согласилось с определенной величиной кадастровой стоимости, в подтверждение доводов о ее явном несоответствии рыночной стоимости представило отчет N 2-3/15 от 14 апреля 2015 года, составленный индивидуальным предпринимателем Р.Н. Шагидуллиной, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составила 3352 000 рублей.
По ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан судом первой инстанции по делу назначена экспертиза для определения достоверности и правильности представленной оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение судебной экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Судебной экспертизой (заключение N 3049/07-2 от 15 октября 2015 года) установлено, что представленный ООО "Горячий хлеб" отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом экспертом Федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года определена в размере 3175 758 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом доказательств, опровергающих определенную судебной экспертизой рыночную стоимость земельного участка и свидетельствующих о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан, судебная коллегия, исследовав заключение эксперта N 3049/07-2 от 15 октября 2015 года в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, поскольку мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом положений федерального стандарта оценки N1, N3, N7 были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению Кабинетом Министров Республики Татарстан изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.