Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Р.С. Ситдиковой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Ф.Ф. Закирова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением NА04-1195/2015 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - УФАС по РТ) от 3 сентября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 октября 2015 года, заместитель председателя МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" Ф.Ф. Закиров (далее по тексту - заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Ф.Ф. Закиров просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Ф.Ф. Закиров не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Представитель УФАС по РТ Л.Ф. Актимирова возражала против удовлетворения жалобы.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, проверка доводов жалобы свидетельствуют об отсутствии оснвоаний для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Федеральный закон N44-ФЗ).
В соответствии со статьями 25, 56 названного Федерального закона, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
В силу положений частей 1, 3 статьи 30 названного Федерального закона, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что антимонопольным органом Ф.Ф. Закирову вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту -Комиссия УФАС) 14 августа 2015 года в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ рассмотрена проведением внеплановой проверки жалоба индивидуального предпринимателя Е.В. Захарова на действия комиссии уполномоченного органа МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан", муниципальных заказчиков согласно извещению при проведении совместного конкурса с ограниченным участием N0111300101615000239, на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)".
По результатам проверки 14 августа 2015 года Комиссией УФАС принято решение N233-кз/2015 которым уполномоченный орган МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" муниципальных заказчиков согласно извещению, признан нарушившим требования части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N 0111300101615000239 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)" размещено в последней редакции на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 08.07.2015 года.
Уполномоченный орган - МКУ "Палата перспективного социально- экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан".
Муниципальные заказчики - согласно извещениям.
Начальные (максимальные) цены контрактов по извещению N0111300101615000239:
1) МБДОУ "Детский сад N20 "Сказка" общеразвивающего вида ЕМР РТ - 330000 руб.;
2) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N22 "Гнездышко" ЕМР РТ - 330000 руб.;
3) МБДОУ "Детский сад N24 "Росинка" комбинированного вида ЕМР РТ - 678000 руб.;
4) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N30 "Улыбка" ЕМР РТ - 573900 руб.
Извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем, в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием указано: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) - согласно конкурсной документации".
Кроме того, в конкурсной документации не указано об ограничениях, предоставляемых субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Согласно пункту 1.4.1 раздела 1.4 конкурсной документации, в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, уполномоченным органом, муниципальными заказчиками не установлено ограничение в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что бездействие уполномоченного органа, муниципальных заказчиков в виде неуказания в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, противоречит требованиям части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Решение Комиссии УФАС также содержит вывод о нарушении уполномоченным органом требований частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В обоснование данного вывода Комиссией УФАС указано следующее.
Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 к указанному Постановлению. Соответствие участников закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, предусмотренными приложением N 2 к данному Постановлению.
Согласно пункту 6 приложения N2 к Постановлению N99 к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
Пунктом 6 приложения N2 к Постановлению N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Как указано выше, в соответствии с извещением о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N0111300101615000238 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)", установлены начальные (максимальные) цены контрактов для каждого муниципального заказчика. При этом начальные (максимальные) цены контрактов МБДОУ "Детский сад N20 "Сказка" общеразвивающего вида ЕМР РТ и МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N22 "Гнездышко" ЕМР РТ не превышает 500000руб.
Данное обстоятельство, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о том, что уполномоченным органом неправомерно были установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием, что является нарушением части 5 и 6 статьи 31 Федерального законы N44-ФЗ.
Действия уполномоченного органа - МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таком положении, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению в отношении заместителя председателя МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" Ф.Ф. Закирова дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ послужило обнаружение должностным лицом УФАС по РТ, составившим протокол об административном правонарушении, при рассмотрении дела по итогам внеплановой проверки объективных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
С выводом судьи следует согласиться.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ и виновность Ф.Ф. Закирова в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом NА04-1195/2015 об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; решением комиссии Татарстанского УФАС по РТ по делу N233-кв/2015 от 14 августа 2015 года и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, обоснованность привлечения Ф.Ф. Закирова к административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ не вызывает сомнений.
Постановление о привлечении Ф.Ф. Закирова к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание назначено Ф.Ф. Закирову в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Доводы жалобы, в целом сводящиеся к утверждению об отсутствии состава вмененного заявителю административного правонарушения, со ссылкой на нарушение и неправильное применение норм материального права; положения Федерального закона N44-ФЗ не содержат прямого запрета на использование при публикации извещения отсылочных фраз на соответствующие положения документации о закупке, а изложенный в постановлении УФАС по РТ вывод о нарушении уполномоченным органом частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ противоречит положениям пункта 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N1088, согласно которым начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, идентичны доводам жалобы на постановление должностного лица УФАС по РТ, были предметом проверки судьи районного суда и отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении.
Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных в дело доказательств не имеется.
Иные доводы жалобы, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения судьи, и направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено. Решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 октября 2015 года, вынесенное в отношении Ф.Ф. Закирова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Ф.Ф. Закирова - без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.