Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Емельянова В.А., Кучеровой С.М.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Бахарева "данные изъяты" к Администрации Емельяновского района, Финансовому управлению администрации Емельяновского района, Министерству финансов Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края о взыскании расходов по оплате жилья, электроэнергии,
по апелляционной жалобе министра социальной политики Красноярского края Ковалевой Г.М.
на заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 июня 2015 года, которым постановлено:
"Взыскать с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу Бахарева "данные изъяты" в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии "данные изъяты".
Взыскать с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу Бахарева "данные изъяты" расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Емельяновского района, финансовому управлению администрации Емельяновского района, Министерству финансов Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края о взыскании расходов по оплате жилья отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бахарев Н.С. обратился в суд к администрации Емельяновского района, Финансовому управлению администрации Емельяновского района, Министерству финансов Красноярского края с иском о взыскании расходов по оплате жилья, электроэнергии.
Требования мотивировал тем, что с 28.04.1980 г. работает "данные изъяты" в МБУЗ "данные изъяты" и проживает с супругой в сельской местности по адресу "данные изъяты". Между тем, органами местного самоуправления Емельяновского района в период с января 2011 г. по декабрь 2014 г. включительно не исполнена надлежащим образом обязанность по предоставлению ему, как медицинскому работнику, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и электроэнергии.
С учетом уточненных требований просил взыскать с администрации Емельяновского района за счет казны муниципального образования Емельяновский район возмещение расходов по оплате жилья и электроэнергии за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г. в сумме "данные изъяты", расходы по уплате государственной пошлины - "данные изъяты"; взыскать с Министерства финансов Красноярского края возмещение расходов по оплате жилья и электроэнергии за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. в сумме "данные изъяты".
Определением судьи от 28.05.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Красноярского края.
Судом иск удовлетворен частично. С Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу Бахарева Н.С. в возмещение расходов по оплате жилья и электроэнергии за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. взыскано "данные изъяты". В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной жалобе министр социальной политики Красноярского края Ковалева Г.М. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Бахарев Н.С., представители ответчиков администрации Емельяновского района, Министерства финансов Красноярского края, представители третьих лиц МУ "Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района", Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Министерства социальной политики Красноярского края Калюскую С.А. и Финансового управления администрации Емельяновского района Беляева Д.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 28.04.1980 г. Бахарев Н.С. работает в "данные изъяты", в том числе с 07.10.2003 г. в должности "данные изъяты" (л.д.10-19).
Распоряжением правительства Красноярского края от 25.12.2013 г. N967-р Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Емельяновская ЦРБ" где истец осуществляет трудовую функцию принято безвозмездно в государственную собственность Красноярского края и переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Емельяновская районная больница".
Истец и его супруга Бахарева Н.И. постоянно проживают в сельской местности, в принадлежащей им на праве собственности квартире расположенной по адресу: Красноярский край, "данные изъяты", общей площадью 60,5 кв.м.
Истцу как проживающему в сельской местности медицинскому работнику, в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предоставлена льгота в виде 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проживающей совместно с истцом его супруге Бахаревой Н.И. как ветерану труда предоставляются меры социальной поддержки в виде 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Потребленные истцом и его супругой услуги ЖКХ и электроэнергии за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. оплачены ими в размере "данные изъяты", (л.д.20-27, 43-47, 80-96, 100-108, 110-118).
При этом, согласно имеющимся в материалах дела справкам МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района", суммы полученных Бахаревым Н.С. за этот период субсидий на ЖКУ и электроэнергию составили "данные изъяты", Бахаревой Н.И. - "данные изъяты" (л.д.157-169).
Аналогичные размеры фактических затрат по оплате ЖКХ и электроэнергии, а также суммы полученных Бахаревым Н.С. и его супругой Бахаревой Н.И. за этот период времени субсидий содержатся и в представленном истцом расчете (л.д.129-130).
Сведения, представленные в суд апелляционной инстанции представителем Министерства социальной политики Красноярского края о предоставленных истцу в соответствии со ст.6 Закона края от 17.12.2004 N13-2804 и его супруге размерах указанных мер социальной поддержки за этот период времени по существу содержат такие же данные, Бахареву Н.С. - "данные изъяты", Бахаревой Н.И. - "данные изъяты"
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Поскольку право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось мерой социальной поддержки до 1 января 2005 года, то медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании ч.1 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N5487-1.
Принимая во внимание положения указанных правовых норм, суд первой инстанции исходил из того, что при этом размер общей площади жилья, на которую распространяются меры социальной поддержки, на федеральном уровне не ограничен и данная категория граждан освобождена от платы за жилье, отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Учитывая, что разница между фактическими затратами истца и полученным размером субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и электроэнергии за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. составляет "данные изъяты" (субсидии выплаченные Бахареву Н.С.) - "данные изъяты" (субсидии выплаченные Бахаревой Н.И.), суд взыскал ее с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края, полагая, что размер субсидий, полученных истцом по закону Красноярского края N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" не покрывает в полном объеме понесенные Бахаревым Н.С. расходы по оплате жилья и электроэнергии.
Судебная коллегия данные выводы суда находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) действительно предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений.
Так, ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Одновременно ст.63 Основ была дополнена частями 4 - 6, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливались в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления) - Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Статьей 99 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (вступившего в силу с 01.01.2012 г.) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ признаны утратившими силу.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ относительно правовой оценки применения субъектами РФ положений ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, изложенной в Определении от 24.03.2015 г. N598-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Минеевой Т.В. на нарушение ее конституционных прав ч.5 ст.72 Закона Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" следует, что федеральный законодатель в ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ предусмотрел право Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований. В этой связи, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель субъекта РФ закрепил право таких работников на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения - в пределах социальной нормы площади жилья, а расходов по оплате коммунальных услуг, в виде электроснабжения и отопления, - в пределах нормативов потребления. Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права этих граждан.
В целях реализации ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 г. N 1607 (вступившем в силу с 01.01.2015 г.), на федеральном уровне, медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1200 рублей.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. N 839 предусматривало такой же размер социальной поддержки для этой категории медицинских работников в 2012-2014 годах.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм и правовой позиции выраженной Конституционным Судом РФ следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной поддержки медицинских работников, оказываемой за счет средств краевого бюджета, в том числе и определять условия предоставления мер социальной поддержки.
Пунктом 1 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона от 21.10.2010 г.), реализующей установленные ч.2 ст.72 Закона N323-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ по установлению за счет своих бюджетов дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, указанным в данной норме медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности (кроме работников федеральных государственных учреждений), установлены субсидии в размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края,
б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос о правомерности ограничения размера субсидии пределами социальной нормы площади жилья являлся предметом рассмотрения Красноярского краевого суда, решением которого от 20.02.2006 г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края о признании несоответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", подпункт "а" п.1 ст.6 данного Закона края в части слов "в пределах социальной нормы, установленной законом края" и подпункт "б" п.1 ст.6 Закона края в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления" признаны соответствующими федеральному законодательству.
Данное решение оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 31.05.2006 г.N53-Г06-6.
Регулирование обеспечения на территории Красноярского края социальной гарантированности жилищных прав граждан, дальнейший переход на новую оплату жилья и коммунальных услуг, а также единообразное применение порядка предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 27.09.1996 г. N 11-339 (ред. от 26.03.1998 г.) "О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края" (ст.1 Закона).
В соответствии со ст.3 Закона края от 27.09.1996 г. N 11-339 размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равен:
- в городах, поселках и сельской местности - 22 кв.м. общей площади жилого помещения;
- для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, - 25 кв.м. общей площади жилого помещения;
- для одиноко проживающих граждан - 33 кв.м. общей площади жилого помещения;
- для проживающих в общежитии - 9 кв.м. жилой площади.
Социальные нормы потребления электрической энергии поставляемой населению Красноярского края для населения составляет 75 кВт ч. на человека в месяц, но не менее 110 кВт ч. на абонента в месяц (Постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13.12.2005 г. N 273 "Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края").
Согласно ч.1 ст.26 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края.
В соответствии с Законами Красноярского края о краевом бюджете на 2012 и 2013 годы, охватывающими плановые периоды до 2015 г. включительно, главным распорядителем средств выделяемых в соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", является Министерство социальной политики Красноярского края.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения медицинским работникам, проживающим в сельской местности (за исключением работающих в федеральных государственных учреждениях) осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления установленных законодательством, в частности в соответствии с вышеуказанным Законом Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
В спорном правоотношении размер субсидии за ежемесячную жилищную услугу в соответствии с пп. а) п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 будет определяться следующим образом:
размер фактически оплаченной истцом жилищной услуги за месяц / на общую площадь жилого помещения * размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека (в данном случае на 22 кв.м. в соответствии с ст.3 Закона края от 27.09.1996 г. N 11-339) * 100%.
Как следует из имеющихся в деле данных, за период 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. истцу как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения осуществлялось в соответствии с вышеуказанным Законом Красноярского края от 17.12.2004 N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления установленных законодательством, что не оспаривалось им и в суде первой инстанции.
В связи с этим исковые требования о компенсации расходов по оплате жилья, отопления и электроснабжения, понесенных истцом сверх установленных законодательством социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, не подлежат удовлетворению, а вывод суда о взыскании данных расходов исходя из полной фактически произведенной за них оплаты, является неправильным.
Ссылка суда на ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписывающую сохранение медицинским работникам, у которых право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности возникло до 01.01.2005 г., того же объема мер социальной поддержки, основана на неправильном толковании указанной нормы.
Положения ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ее правовом смысле не применимы при регулировании вопросов предоставления мер социальной поддержки (право субъекта РФ), установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ, поскольку ее предписания, как следует из содержания самой нормы, обязательны только при издании нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, (что отсутствует в спорном правоотношении, так как обязанность субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки в денежной, а не в натуральной форме, как это было при принятии Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, заменена на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, которые не поименованы Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ и отданы на усмотрение самих субъектов РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу Бахарева Н.С. в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии "данные изъяты", а также взыскания расходов по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 июня 2015 года в части взыскания с Министерства социальной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу Бахарева "данные изъяты" в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии "данные изъяты", а также взыскания расходов по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты", отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных требований Бахареву Н.С. отказать.
В остальной части заочное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.