Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Емельянова В.А., Андриишина Д.В.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Рачкова "данные изъяты" к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, ФСИН России, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным требования, о выпуске, оформлении и выдаче жилищного сертификата
по апелляционной жалобе представителя Рачкова С.А. Папамери А.Н.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Рачкову "данные изъяты" к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконными требований о выпуске, оформлении и выдаче жилищного сертификата отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рачков С.А., являясь пенсионером ФСИН России и проживая в поселке "данные изъяты", состоит в списке граждан, подлежащих переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2014 г. Однако сертификат ему выдан не был, поскольку им не предоставлено исполнимое обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения по "данные изъяты", предоставленного в связи с прохождением службы в 2010 г. по договору социального найма и передаче его в муниципальную собственность.
Рачков С.А. обратился в суд с иском к ответчикам, с учетом уточненных требований просил признать незаконным требование ГУФСИН России по Красноярскому краю о предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ выпустить на его имя государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью предоставления им заявления об участии в подпрограмме, обязать ФСИН России оформить на его имя государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью предоставления им заявления об участии в подпрограмме, обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью предоставления им заявления об участии в подпрограмме.
Требования мотивировал тем, что 20.09.2013 г. здание N34 по "данные изъяты", где он проживал с 2010 г. было продано исправительным учреждением на торгах физическому лицу Шипицину А.С., в связи с чем, по независящим от него причинам истец лишен возможности передать занимаемое им жилое помещение в муниципальную собственность. Иного жилого помещения ни он, ни члены его семьи не имеют.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Рачкова С.А. Папамери А.Н. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав Рачкова С.А. и его представителя Папамери А.Н., представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России Дорохину Е.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В силу п.п."б" п.5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие указанным в п.5 Правил требованиям и изъявившие такое желание. Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены п.19 Правил.
Согласно п.п."а" п.18 Правил, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов, указанным в п.п."а" и "б" п.5 Правил сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), содержащимся за счет средств федерального бюджета и увольняемым со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также гражданам, уволенным со службы по указанным основаниям, и состоящим после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 г. N2065-р "данные изъяты" области включен в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, относящихся к ведению ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1994 г. по "данные изъяты", приказом от 28.05.2012 г. N180-лс уволен "данные изъяты" с должности "данные изъяты" ФБУ "ОИК-25 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Красноярскому краю" по "данные изъяты" (л.д.15-16).
С 22.06.2010 г. до дня вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу Рачков С.А. с членами своей семьи - супругой Рачковой Л.Т., дочерью Рачковой Л.С., состояли на регистрационном учете и проживали в комнате общежития, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д.8-9, 11).
Исходя из справки ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН от 16.07.2014 г., справок администрации Новобирюсинского муниципального образования от 18.11.2014 г. NN2839, 2840, выписки из домовой книги от 18.11.2014 г., акта проверки жилищных условий 17.07.2012 г., Рачков С.А. и члены его семьи зарегистрированы и фактически проживают в комнате, общей площадью 20 кв.м., общежития по указанному адресу (л.д.11, 20, 69; листы 9, 69 Учетного дела Рачкова С.А.).
18.07.2012 г. истец обратился в ФКУ ОИУ-25 ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д.89).
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ-25 ГУФСИН Красноярского края от 31.07.2012 г. Рачков С.А. с составом семьи 3 человека был включен в список на участие в программе "Жилище" на 2011-2015 годы, как лицо, проживающее в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности и подлежащее переселению из такого поселка (л.д.81).
На основании заявления в 2013 году решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ-25 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 01.07.2013 г. истец включен в список граждан-участников федеральной целевой программы "Жилище" в 2014 году (л.д.22).
Иных жилых помещений, кроме комнаты в указанном общежитии, истец и члены его семьи на правах собственности, социального найма или иных вещных правах, не имеют.
28.11.2014 г. истец обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о выдаче ему, на основании ранее предоставленных документов (листы 1-6 Учетного дела Рачкова С.А.), государственного жилищного сертификата для переселения из "данные изъяты" и приобретения жилого помещения на территории РФ (л.д.23).
Письмом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.12.2014 г. истцу отказано выдаче государственного жилищного сертификата с указанием о предоставлении недостоверной информации о сдаче жилого помещения по "данные изъяты" (л.д.75).
Как усматривается из материалов дела, причиной невыдачи Рачкову С.А. государственного жилищного сертификата в 2014 году послужило неполное предоставление истцом всех необходимых документов, в частности, в нарушение подпунктов "ж", "з" п.44 Правил, не предоставление реального обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, либо справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту службы.
Подпункт "б" п.5 Правил устанавливает, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата является не предоставление или неполное предоставление гражданином документов (п.44 (1) Правил).
Согласно подпунктам "ж", "з" п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" п.16.1 Правил; справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" п.5 Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений.
Исходя из положений пунктов 16, 16.1 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв.м. на каждого члена семьи, при численности семьи 3 человека и более. Норматив, указанный в п.16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
В период прохождения истцом службы в ИК-23 между ним и ФБУ "ОИК-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю" был заключен договор найма жилого помещения от 22.06.2010 г., согласно которому Рачкову С.А. предоставлена для постоянного проживания за плату комната площадью 20 кв.м, в общежитии, находящемся на балансе ОИК-25 и расположенном по "данные изъяты" (л.д.8-9).
В этой комнате с июня 2010 года до дня рассмотрения настоящего дела судом истец постоянно проживал вместе со своей семьей, не имея при этом иных жилых помещений.
28.07.2014 г. Рачковым С.А. дано обязательство, подписанное всеми членами его семьи, о сдаче занимаемого ими вышеуказанного помещения в течение двух месяцев, в случае приобретения ими иного жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата (л.д.76).
На основании договора купли-продажи N34-П от 20.09.2013 г., заключенного в свою очередь на основании Протокола о результатах торгов по продаже имущества Государственного (унитарного) предприятия У-235/25 ГУИН Минюста России от 16.09.2013 г., жилой дом N34 по "данные изъяты" продан Шипицыну А.С., право собственности на который зарегистрировано последним 08.05.2014 г.(л.д.209).
Договор найма жилого помещения с истцом и его семьей, продолжающих проживать в общежитии по "данные изъяты" не расторгался. Помимо этого, жилое помещение по адресу: "данные изъяты", принадлежит на праве собственности сестре супруги Рачкова С.А. - Новиковой Г.Т. (л.д.13, 237), а жилой дом по "данные изъяты" уничтожен 19.02.2008 г. в результате пожара (л.д.19, 82).
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Рачков С.А. и члены его семьи, не имеющие в собственности иных жилых помещений, постоянно проживающие в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности и подлежащие переселению из него, в силу п.п."б" п.5 Правил, не имеют право на государственную финансовую поддержку обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050, в форме предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, судебная коллегия находит неправильным.
Так, сама по себе смена правообладателя жилого здания, где проживает истец, перехода общежития из государственной собственности в частную собственность, не может повлечь за собой прекращение права Рачкова С.А. на участие в вышеуказанной жилищной подпрограмме и на получение государственного жилищного сертификата, поскольку статус истца, как нуждающегося в получении жилья и подлежащего переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, не изменился.
Истцом в адрес ответчиков предоставлен полный пакет документов, необходимых для принятия положительного решения о выдаче ему государственного жилищного сертификата, в том числе - обязательство о сдаче фактически занимаемого и единственного находящегося в пользовании истца жилого помещения. На момент включения истца в состав участников подпрограммы, а также в момент дачи им обязательства о сдаче занимаемого на условиях найма жилого помещения, статус жилого дома (общежития) еще не менялся, оно находилось в государственной собственности. Смена собственника общежития произошла помимо воли истца и членов его семьи, в связи с чем, какие-либо признаки умышленного ухудшения своих жилищных условий в действиях истца отсутствуют.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются материалами исследованного в суде апелляционной инстанции Учетного дела в отношении Рачкова С.А., представленного ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Отсутствие в данном случае у истца объективной возможности выполнить обязательство о сдаче жилья не может повлиять на право истца получить в установленном порядке государственный жилищный сертификат, так как в случае изменения у истца оснований (права) пользования спорным жилым помещением с социального найма на коммерческий наем, он приобретает статус лица, не имеющего жилых помещений для постоянного проживания и также подлежащего переселению из п. Новобирюсинский в рамках существующей жилищной подпрограммы.
В соответствии с п.п.7 п.20 Приказа ФСИН России от 16.05.2012 г. N267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в территориальный орган ФСИН России или учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в том числе: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" п.16.1 Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
При этом, как следует из положений пунктов 16, 16.1 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Указанный норматив применяется, в том числе, при расчете размера социальной выплаты, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.
Таким образом, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность переселения граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, при этом, в данном случае оформление обязательства о сдаче жилья не требуется (поскольку его нет и объективно быть не может), истец в любом случае имеет право на получение социальной выплаты путем предоставления ему государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем, каких-либо условий о том, что из подобного рода населенных пунктов (поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности) могут быть переселены исключительно граждане, имеющие в этом поселке жилые помещения на праве собственности или на условиях социального найма, действующее законодательство не содержит.
При таких данных, дача обязательства о сдаче своего жилья при предоставлении ГЖС правомерна в отношении только тех граждан-участников подпрограммы, которые реально обладают жилыми помещениями, но уклоняются от их сдачи, поскольку иное толкование приводит к неравенству прав между гражданами -участниками подпрограммы, которые имеют жилье в этом поселке, дают обязательство его сдать, а затем получают ГЖС, переселяются из поселка и такими же гражданами, но которые такого жилья не имеют, объективно не могут дать обязательства о его сдаче и, следовательно, не могут получить ГЖС и переселиться из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, хотя обе эти категории граждан приняты в состав участников программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подлежат переселению.
Как следует из положений пунктов 13, 15 Приказа ФСИН России от 16.05.2012 г. N267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов ... ", формирование списка (сводного списка) осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
В силу п.19 указанной Инструкции, ФСИН России после выхода приказа государственного заказчика подпрограммы о выдаче бланков сертификатов получает от государственного заказчика подпрограммы бланки сертификатов, обеспечивает их хранение и учет. Территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, информируются о начале выдачи сертификатов, после чего для получения сертификатов представитель территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, направляется в ФСИН России.
Принимая во внимание, что ответчиком допущено незаконное бездействие по непредоставлению истцу в 2014 году социальной выплаты в форме государственного жилищного сертификата, судебная коллегия решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на ФСИН России обязанности по предоставлению такого сертификата в соответствии с очередностью подачи им заявления (рапорта) об участии в подпрограмме находит неправильным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части.
В удовлетворении остальных требований судом обоснованно отказано, поскольку они не основаны на вышеприведенных требованиях действующего законодательства.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 27 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Рачкова "данные изъяты" удовлетворить частично.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать Рачкову "данные изъяты" государственный жилищный сертификат из расчета размера социальной выплаты, определенной условиями пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в соответствии с очередностью предоставления им заявления (рапорта) об участии в подпрограмме
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рачкова С.А. Папамери А.Н. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.