Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Елисеевой А.Л.,
при секретаре Бобылевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
административное дело по заявлению Егоровой Т.Л. о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска - Мирзоевой А.Р.
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10.08.2015 года, которым постановлено:
Признать отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в предоставлении Егоровой Т.Л. земельного участка - незаконным.
Обязать Департамента градостроительства администрации г. Красноярска рассмотреть вопрос о возможности формирования земельного участка по адресу: "адрес" и его предоставления Егоровой Т.Л. под индивидуальное жилищное строительство - в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Егорова Т.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для ИЖС. В обоснование заявленных требований заявительница указала на то, что в целях реализации своего права на получение земельного участка, как многодетного гражданина, обратилась 26.11.2014 года в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с соответствующим заявлением. На указанное заявлением 24.12.2014 года Департамент градостроительства администрации г. Красноярска ответил отказом, ссылаясь на наличие на испрашиваемой территории объекта недвижимости и расположение земельного участка в "красных линиях". Полагает отказ от 24.12.2014 года за N Е-13953-ек незаконным, поскольку Департамент должен был рассмотреть вопрос о возможности формирования в определенном ею районе земельных участков для предоставления многодетным семьям; предложенное ею место расположения надела и его размеры носили предположительный характер.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска - Мирзоева А.Р. (по доверенности от 21.01.2015 года) просит отменить решение суда в части, ссылаясь на то, что с 01.01.2015 года вопросы предоставления земельных участков не входят в их компетенцию, а переданы Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц: представителей Администрации г. Красноярска, ДМИиЗО администрации г. Красноярска, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела и не сообщивших суду об уважительности его неявки в суд.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска - Мирзоеву А.Р. (по доверенности от 21.01.2015 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Егоровой Т.Л., судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что на орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возложена обязанность доказывания следующих обстоятельств:
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Аналогичные требования содержались в ст. 249 ГПК РФ (утратившей силу с 15.09.2015 года).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Егорова Т.Л., как многодетная мать, претендующая на получение под индивидуальное жилищное строительство земельного участка по адресу: "адрес", обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с соответствующим заявлением от 26.11.2014 года NЕ-13953-ек.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в ответ на данное заявление письмом от 24.12.2014 года NЕ-13953-ек отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на нем имеется объект недвижимого имущества - нежилое строение, а также земельный участок расположен в границах "красных линий".
Разрешая заявленные требований, суд 1-ой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 29.1, 29.2, 29.3, 29.5, 29.6, ч. 2 ст.14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае"), обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска за N Е-13953-ек от 24.12.2014 года, поскольку Егорова Т.Л., как многодетная мать, подтвердила наличие у нее права на получение земельного участка, а Департамент градостроительства администрации г. Красноярска не представил законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Кроме того, суд обоснованно указал на то, что Департамент градостроительства администрации г. Красноярска не представлено надлежащих доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Егоровой Т.Л.в порядке реализации положений ст. ст. 39.5 ЗК РФ, Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" предусматривающими предоставление многодетному гражданину в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В ходе рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций, ответчик не представил доказательства в подтверждение обоснованности совершенного им отказа, а именно: наличие на данном земельном участке объекта недвижимого имущества и (или) нахождение земельного участка в границах "красных линий".
Данные выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются и предметом апелляционного рассмотрения не являются.
Заслуживающими внимания являются доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для принятия судом восстановительной меры, поскольку с 01.01.2015 года вопросы предоставления земельных участков не входят в компетенцию Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, так как переданы Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 распоряжения Администрации г. Красноярска "О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 17.08.2010 года N 114-Р" от 24.10.2014 года N 370-р, из указанного распоряжения исключен п. 3.7, предусматривавший функцию Департамента градостроительства администрации г. Красноярска по осуществлению подготовки и согласованию проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 15.10.2014 года N354-р внесены изменения (вступившие в законную силу с 01.01.2015 года) в Распоряжение Администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, которым утверждено Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, согласно которому, вышеуказанные полномочия, ранее предоставленные Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, с 01.01.2015 года перешли к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Данной норме корреспондировала ч. 1 ст. 258 ГПК РФ (в редакции, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судебного усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, заявителем в материалы дела представлено письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярка от 16.11.2015 года NТ19641, из содержания которого следует, что при сопоставлении представленной Егоровой Т.Л. схемы с данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности установлено, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, согласованного иному физическому лицу для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с решением градостроительной комиссии от 11.09.2013 N34.
Исходя из вышеизложенного, учитывая в настоящее время наличие притязаний 3-х лиц на вышеуказанный земельный участок, отсутствия на момент вынесения оспариваемого решения полномочий Департамента градостроительства администрации г. Красноярска на предоставление земельных участков, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда от 10.08.2015 года в части возложения на Департамент обязанности о возможном формировании земельного участка по адресу: "адрес" и его предоставлении Егоровой Т.Л. под ИЖС, с вынесением по делу нового решения в указанной части и отказом Егоровой Т.Л. в данной восстановительной мере.
С учетом того, что Егорова Т.Л. обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка, суд апелляционной инстанции не может возложить на уполномоченное лицо обязанность повторного рассмотрения соответствующего заявления от 26.11.2014 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10.08.2015 года в части понуждения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу в рассмотрении вопроса о возможности формирования земельного участка по адресу: "адрес" и его предоставления Егоровой Т.Л. под индивидуальное жилищное строительство, отменить.
Рассмотреть данное требование по существу.
Отказать Егоровой Т.Л. в возложении на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанности по рассмотрению вопроса о формировании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и его предоставления Егоровой Т.Л. под индивидуальное жилищное строительство.
В остальной части вышеуказанное решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.