Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Платова А.С.,
судей Емельянова В.А., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., по административное дело по заявлению Ярославцева И.Ю. об оспаривании действий (бездействия) администрации Мининского сельсовета Емельяновского района,
по апелляционной жалобе представителя администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Бессоновой О.В. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Ярославцева И.Ю. к Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района по не рассмотрению по существу заявления (от 30.04.2015 г. вх.N2913) об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Ярославцеву И.Ю. земельного участка, расположенного Емельяновский район, п. Минино, "адрес", согласно приложенной схеме расположения участка.
Обязать Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение об утверждении и выдаче Ярославцеву И.Ю. схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край Емельяновский район, п. Минино, "адрес", согласно приложенной схеме расположения участка",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ярославцев И.Ю. обратился с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района, мотивируя тем, что 28 апреля 2015 года Ярославцев И.Ю. подал заявление в администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, расположенного согласно ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, "адрес". Администрация Мининского сельсовета Емельяновского района, рассмотрев в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, заявление Ярославцева И.Ю., письмом от 02 июня 2015 года исх. N 90, отказала в принятии решения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории в п. Минино, ул. Красноярская. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок налагается на технологический проезд, предусмотренный правилами землепользования и застройки п. Минино, заявителем представлен не полный перечень необходимых документов, не указывая при этом каких именно не достает заявителю документов, приводя полный их перечень. Просил признать незаконными действия администрации Мининского сельсовета Емельяновского района, выразившиеся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно ориентира в Красноярском крае, Емельяновском районе, п. Минино, ул. Красноярская, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства; обязать администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории ориентир Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, ул. Красноярская, в каталоге координат согласно заявлению.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Бессонова О.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить. Указывает на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства заявитель должен был только подготовить схему расположения земельного участка, не обращаясь в уполномоченный орган для ее утверждения. Заявителем не были выполнены требования, предъявляемые к содержанию заявления, а также к документам, которые должны быть приложены к заявлению. Администрацией Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края заявителю был дан ответ, в соответствии с которым отказано в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый участок земельный участок накладывается на технологический проезд.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя администрации Миниского сельсовета Бессонову О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Ярославцева И.Ю. - Красильникову Н.А., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Согласно пункту 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп. 14); земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (пп. 15).
В соответствии со ст. 39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан осуществляется и устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 29.4 Закон Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4).
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу пункта 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ярославцев И.Ю. обратился 28 апреля 2015 года обратился в администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по в п. Минино, "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства (вх. N 57 от 28 апреля 2015 года).
В этом же заявлении Ярославцев И.Ю. просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в предусмотренный законом срок.
К данному заявлению прилагалась подготовленная Ярославцевым И.Ю. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Аналогичное заявление Ярославцева И.Ю. поступило в МКУ "УправЗем" (вх.N2913 от 30 апреля 2015 года).
Письмом от 02 июня 2015 года администрация Мининского сельсовета на заявление Ярославцева И.Ю.(вх. N 57 от 28 апреля 2015 года) отказала в формировании и предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок накладывается на технологический проезд.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ (подлежащей применению на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ (подлежащей применению на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Поскольку в рассматриваемой ситуации административный истец выражает несогласие с действиями (бездействием) органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания права на земельные участки, суд первой инстанции правильно указал, что административным истцом был избран допустимый способ зашиты прав.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того, что административным ответчиком заявителю было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков, по сути без рассмотрения заявления по существу. Координаты точек земельного участка определены не были, каким образом было установлено, что испрашиваемый Ярославцевым И.Ю. земельный участок в точках координат накладывается на технологический проезд в ответе, не приводится, соответствующих доказательств административным ответчиком не представлено.
Как указал суд первой инстанции, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанных заявителем каталогах координат узловых и поворотных точек планируемых к формированию земельных участков, существуют иные объекты права, не представлены данные о принятии решений о более раннем согласовании для иных лиц схем, не представлено доказательств поступления иных заявлений о предоставлении земельного участка в указанном заявителем месте от иных граждан, не представлены сведения о наличии исключительных прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок на момент обращения с заявлением, не представлено доказательств отнесения территориальной зоны, определенной в представленных заявителем схеме в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы, не предоставлены доказательства невозможности образования земельного участка в указанном заявителем месте, а также не представлено доказательств, препятствующих в принятии решения, либо невозможности принятия решения об утверждении схемы.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Миниского сельсовета о том, что Ярославцевым И.Ю. не были выполнены требования, предъявляемые к содержанию заявления, а также к заявлению не приложены необходимые документы в полном объеме, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку в жалобе говорится о требованиях к заявлению о предоставлении земельного участка, в то время как судом признан незаконным отказ, связанный с рассмотрением заявления об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Другие доводы жалобы не содержат обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, поскольку они направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Бессоновой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Лукашенок Е.А. N 33-13578/2015 А-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
07 декабря 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Платова А.С.,
судей Емельянова В.А., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., по административное дело по заявлению Ярославцева Ивана Юрьевича об оспаривании действий (бездействия) администрации Мининского сельсовета Емельяновского района,
по апелляционной жалобе представителя администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Бессоновой О.В. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2015 года,
руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Бессоновой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.