судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Миндер А.В. к ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края", Центру (финансирования специальных программ) Министерства обороны Российской Федерации о признании права на пенсию в повышенном размере, возложении обязанности установить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, оформить документы, произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Миндер А.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 24 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Миндер А.В. к ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края", Центру (финансирования специальных программ) Министерства обороны Российской Федерации о признании права на пенсию в повышенном размере, возложении обязанности установить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, оформить документы, произвести перерасчет пенсии отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миндер А.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края", Центру (финансирования специальных программ) Министерства обороны Российской Федерации о признании права на пенсию в повышенном размере, возложении обязанности установить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, оформить документы, произвести перерасчет пенсии.
Свои требования мотивировал тем, что с 27.06.1993 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, последняя занимаемая должность - "данные изъяты" войсковой части 08326, которая входит в перечень организаций и воинских частей ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки. Находясь в указанной должности, он занимался деятельностью, определенной Перечнем видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, осуществляемой в организациях и воинских частях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, установленной Указом Президента РФ от 23.08.2000 года N1563 и получал социальную поддержку в размере 1,25 к окладу по воинской должности в соответствии с п.п. "г", "д", п. 3 названного Указа до момента издания приказа о лишении его допуска к государственной тайне. 03.02.2014 года он был досрочно уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании п.п. "г" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с лишением допуска к государственной тайне).
С 19.03.2015 года и по настоящее время он не получает ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в размер 1,25 оклада по воинской должности, поскольку в денежном аттестате, отправленном в Военный комиссариат Красноярского края для назначения пенсии, не указана сумма увеличения оклада по воинской должности в соответствии с вышеуказанным Указом Президента.
06.04.2015 года он обратился с заявлением в Военный комиссариат Красноярского края о перерасчете пенсии с учетом ежемесячного пожизненного материального обеспечения с 20.03.2014 года, в чем ему было отказано, поскольку согласно денежному аттестату, поступившему в военный комиссариат Красноярского края вместе с документами для назначения пенсии за выслугу лет, он был удовлетворен денежным довольствием из расчета оклада по воинской должности без учета повышения оклада, как специалиста ядерного оружейного комплекса.
05.05.2015 года он обратился в Центр финансирования специальных программ с заявлением об установлении ему дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения при выходе на пенсию в размере 1,25 оклада по воинской должности, в чем ему также было отказано, поскольку он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с лишением допуска к государственной тайне.
Считает, что ему незаконно отказано в установлении дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения при выходе на пенсию в размере 1,25 оклада, поскольку войсковая часть, где он проходил службу, входит в утвержденный Правительством РФ закрытый перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, а лишение его допуска к государственной тайне не может служить основанием для отказа в выплате ему ежемесячного пожизненного материального обеспечения в размере 1,25 оклада по воинской должности.
В указанной связи истец просил суд признать за ним право на пенсию в размере 1,25 оклада по воинской должности, рассчитанную в соответствии с Указом Президента РФ N1563 от 23.08.2000, обязать Центр финансирования специальных программ установить ему дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в размере 1,25 оклада по воинской должности, оформить соответствующие документы и передать их для проведения перерасчета в военный комиссариат Красноярского края; обязать военный комиссариат красноярского края произвести перерасчет его пенсии с 20.03.2014 года с учетом ежемесячного пожизненного материального обеспечения 1,25 оклада по воинской должности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Миндер А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что имеющимися в деле доказательствами достоверно подтверждено, что он на протяжении всей служебной деятельности выполнял обязанности, предусмотренные Перечнем видов деятельности, в связи с чем имеет право на надбавку в размере 1,25 в соответствии с Указом Президента РФ N1563.
В судебное заседание Миндер А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Центра финансирования специальных программ Министерства обороны РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещался должным образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направил. В указанной связи, судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края - Сухих В.А. (доверенность от 30.09.2015 года), просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 года N 1563 (ред. от 31.12.2014 года) "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и до вступления в силу соответствующих федеральных законов, утвержден перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (пункт 1 Указа).
Пунктом 2 Указа (в ред. Указов Президента РФ от 09.08.2005 N 949, от 15.05.2009 N 547, действующей до 01.01.2015) установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом I или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
Подпунктом "г" пункта 3 Указа Правительству Российской Федерации предписано: установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, Указом предусмотрены разные виды социальной поддержки: в виде дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организации ядерного оружейного комплекса и непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем и являющимся получателями трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; и в виде увеличения гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностного оклада (тарифной ставки) в 1,5 раза и оклада по воинской должности в размере 1,25.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел ... "
В соответствии со ст.43 названного Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Такой порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 8 Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В соответствии с п.п. "а" пункта 9 Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, уволенным с военной службы военнослужащим включается: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленная из этих окладов
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, последняя занимаемая должность - "данные изъяты" войсковой части 08326, которая входит в перечень организаций и воинских частей ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки. При этом должность "данные изъяты", которую занимал истец, значится в утвержденном начальником 12 Главного управления Министерства обороны РФ Перечне должностей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, осуществляющих виды деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.
03.02.2014 года истец досрочно уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании п.п. "г" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с лишением допуска к государственной тайне).
На момент увольнения истца, как следует из его денежного аттестата, оклад по воинской должности выплачивался в размере "данные изъяты" При этом сведений об увеличении (повышении) оклада по должности в аттестате не содержится. Расчет пенсии за выслугу лет осуществлен Военным комиссариатом Красноярского края исходя из размера денежного довольствия, указанного в денежном аттестате, составленном ФКУ "войсковая часть 39995".
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и учитывая, что истец проходил службу в качестве военнослужащего Вооруженных Сил РФ, получателем трудовой (страховой) пенсии по старости не является, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на получение ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного пунктом 2 вышеуказанного Указа Президента РФ, в связи с чем не имеется правовых оснований для признания за ним такого права с возложением на Центр финансирования специальных программ обязанности по его установлению и оформлению соответствующих документов.
Учитывая, что на момент увольнения истца из Вооруженных сил РФ он получал оклад по воинской должности без учета повышения, действия войсковой части по прекращению выплаты ему повышенного оклада не обжаловал, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на Центр финансирования специальных программ обязанности изменить размер указанного в денежном аттестате истца оклада по воинской должности.
Кроме того, как правильно указано судом, истцу правомерно установлен Военным комиссариатом "адрес" размер пенсии исходя из получаемого им на день увольнения денежного довольствия, включающего, в том числе денежный оклад без учета увеличения, поскольку, как не отрицалось самим истцом и следует из материалов дела, на момент увольнения ему выплачивался оклад без учета коэффициента 1,25.
Таким образом, не установив со стороны Военного комиссариата "адрес" нарушений при исчислении размера пенсии истцу, и учитывая, что ежемесячное пожизненное материальное обеспечение истцу ранее не устанавливалось, оснований для его назначения не имеется, а в компетенцию указанного ответчика изменение размера оклада получаемого по воинской должности на момент увольнения истца так же не входит, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Миндер А.В. в части возложения на Военный комиссариат Красноярского края обязанности произвести истцу перерасчет пенсии.
В указанной связи суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Миндер А.В. о наличииу него права на получение пенсии в повышенном размере не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Приведенные выводы суда основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального закона, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон и не противоречат материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 24 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миндер А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.