судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Плаксиной Е.Е.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Игнатюк М.С. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Игнатюк М.С.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 августа 2015 года, которым Игнатюк М.С. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Игнатюк М.С. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, на что получила отказ ввиду намеренного ухудшения ею жилищных условий. Считает указанный отказ незаконным, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий она не совершала, не имея собственного жилья и не обладая самостоятельным правом пользования квартирой в "адрес" принадлежащей ее сыну и невестке, в 2013 году вынуждено выехала из данной квартиры, переселившись в квартиру дочери и внуков в "адрес", где с учетом количества проживающих обеспечена жильем менее учетной нормы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Игнатюк М.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не установив характер ее правоотношений с собственниками жилого помещения в г. Зеленогорске, обстоятельства выезда истицы из указанного жилого помещения, пришел к необоснованному выводу о ее намеренном ухудшении жилищных условий.
В судебное заседание Игнатюк М.С., представитель администрации Центрального района г. Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителей Игнатюк М.С. - Редькина Д.А. (ордер от 29.10.2015 года N015076), Трубник О.В. (доверенность от 12.01.2015 года), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства социальной политики Красноярского края - Бордулеву В.А. (доверенность от 24.12.2014 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Указом Президента Российской Федерации N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт1).
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего ФЗ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Красноярского края от 18.02.2010 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" N 10-4386 меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6. ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
На основании ст. 2 настоящего Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Решением Зеленогорского городского совета депутатов от 30.08.2005 год N5-43р. учетная норма жилья установлена 15 кв.м.
Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 учетная норма установлена - 12 кв.м. В домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норм, норма для постановки на учет не ограничивается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вдова участника Великой Отечественной войны Игнатюк М.С. распоряжением администрации Центрального района в г.Красноярска от 05.07.2013 года N423 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет.
23.09.2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
25.09.2014 года комиссией по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов принято решение отказать истице в предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на ее предоставление ввиду намеренного ухудшения жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 25.09.2014 года N8.
29.09.2014 года Министерством социальной политики Красноярского края издан приказ N407-ОД об отказе истице в предоставлении меры социальной поддержки по обеспеченью жильем.
Проверяя законность принятого ответчиком решения об отказе истице в предоставлении меры социальной поддержки по обеспеченью жильем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истицы на момент принятия комиссией решения права на предоставление меры социальной поддержки, поскольку имеющимися в деле доказательствами достоверно подтвержден факт совершения истицей действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий с целью состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента совершения которых прошло менее 5 лет.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он основан на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон, и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и из которых следует, что до 01.03.2013 года истица была зарегистрирована и проживала в качестве члена семьи собственника в "адрес" в г. Зеленогорске общей площадью 63,6 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее сыну ФИО10 и невестке ФИО11, составом семьи 3 человека. Таким образом, ее обеспеченность жильем составляла 21, 2 кв. м., то есть более установленной учетной нормы.
01.03.2013 года истица выехала в жилое помещение по адресу "адрес", общей площадью 49,9 кв.м., принадлежащее на праве собственности ФИО12 (дочь), ФИО8 и ФИО13 - внуки истицы. Всего с учетом истицы и ее зятя ФИО14 в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают 5 человек. В указанной связи обеспеченность истицы в связи с переездом составила 9,98 кв.м., то есть менее установленной учетной нормы. Заключением N285 от 29.01.2015 года многоквартирный жилой "адрес" в г. Красноярске признан аварийным и подлежащим сносу в связи с износом здания и снижения уровня надежности конструкций.
Доказательств наличия объективных причин перемены места жительства истицей в ходе рассмотрения дела не представлено. При этом, как правильно указано судом, состояние здоровья истицы не является уважительной причиной переезда из благоустроенного жилого помещения в аварийное жилое помещение меньшей площадью.
Кроме того, как следует из материалов дела, в июне 2013 года истица обратилась в администрацию Центрального района г. Красноярска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив в подтверждение своей нуждаемости документы, полученные ею в апреле 2013 года, то есть через месяц после переселения из г. Зеленогорска в г. Красноярск, что с достоверностью свидетельствует о совершении истицей последовательных, намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт совершения истицей действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых она была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа ответчика в предоставлении истице единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, и отказе Игнатюк М.С. в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Игнатюк М.С. о неисследованности судом характера ее правоотношений с собственниками жилого помещения в г. Зеленогорске, обстоятельств ее переезда в г. Красноярск, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку в ходе рассмотрения дела истицей не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что она проживала в принадлежащей ее сыну квартире в г. Зеленогорске не на правах члена семьи собственника, либо была каким-либо образом ограничена в праве пользования указанным жилым помещением, а так же доказательств, достоверно свидетельствующих о вынужденном характере переезда истицы в г. Красноярск. Напротив, совокупностью имеющихся в деле доказательств подтвержден факт совершения истицей последовательных, намеренных действий, в результате которых она приобрела право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Игнатюк М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.