Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Киселевой А.А.
судей - Сударьковой Е.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края - Ковязина М.Д.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по иску Правосудова "данные изъяты" к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление федеральной противопожарной службы N57 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании приказа об увольнении незаконным, возложении обязанности отменить приказ об увольнении, восстановлении на работе, признании контракта о службе заключенным на неопределенный срок, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула,
по апелляционной жалобе представителя истца Правосудова Е.В. - Крохина О.С.,
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 16 октября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Правосудова "данные изъяты" к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление федеральной противопожарной службы N57 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании приказа об увольнении незаконным, возложении обязанности отменить приказ об увольнении, восстановлении на работе, признании контракта о службе заключенным на неопределенный срок, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Правосудов Е.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "СУ ФПС N57 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Свои требования мотивировал тем, что с 1998 по 2015г., проходил службу в органах ГПС, в том числе непосредственно перед увольнением в должности "данные изъяты" СПСЧ N 8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России" с мая 2012 г. по май 2015г. 23.01.2015г. работодателем ему было вручено уведомление о предстоящем увольнении 20.05.2015г. по п. "г" ч.1 ст.58 (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) Положения о службе в ОВД РФ. Приказом работодателя от 19.05.2015 г. он был уволен по п. "г" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел ( по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) 20.05.2015г. Фактически основанием увольнения послужил конфликт с подчиненной.
Увольнение считает незаконным, так как контракт о службе был заключен 21.05.2012г. сроком до 21.05.2015 года. Таким образом, увольнение должно было произойти не ранее 21.05.2015г ... Увольнение 20.05.2015г., является нарушением его прав так как произведено до истечения срока действия контракта, соответственно приказ об увольнении является незаконным. С учетом заявления об изменении исковых требований просит суд признать приказ от 19.05.2015 г. N 74-НС незаконным; возложить на ответчика обязанность отменить приказ N74-НС от 19.05.2015г.; восстановить его в ранее занимаемой должности; признать контракт о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 21.05.2012 г. заключенным на неопределенный срок; взыскать денежные средства за время вынужденного прогула за период с 20.05.2015г. по 20.06.2015г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что судом необоснованно сделан вывод о достижении между истцом и ответчиком соглашения на заключение срочного контракта. Кроме того, судом сделан необоснованный вывод о соблюдении установленной законом процедуры увольнения.
Истец Правосудов Е.В., представитель истца Крохин О.С., действующий на основании доверенности от 16.06.2015 г., поддержали доводы апелляционной жалобы, по изложенным выше основаниям.
Представители ответчика Абликсанов В.Ш., Милюхина О.В., действующие на основании доверенностей от 21.12.2015 г., решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, просят оставить жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Ковязина М.Д., полагавшего, что предусмотренные законом основания для отмены решения по доводам жалобы отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона N69-ФЗ от 21.12.1994г. "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09.11.2001г. N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" установлено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Федеральным законом "О пожарной безопасности", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей ст.40 Федерального закона от 25.07.2002г. N116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.3 Порядка и условий заключения контракта о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и форме контракта, утвержденных Приказом МЧС РФ от 30.06.2008 г. N351, на граждан, поступивших на службу в Государственную противопожарную службу по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации". При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы.
В соответствии со ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992г.
N4202-1 контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.
Порядок прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяется Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011г. N668.
В соответствии с п. 18 данной Инструкции прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется: путем заключения контрактов; по конкурсу; посредством назначения на должность. При этом контракт заключается между гражданином (сотрудником) и МЧС России в лице руководителя организации МЧС России, имеющего право назначения на должность (п.21). При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, с учетом особенностей службы (п.22). Контракт вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено дополнительными условиями контракта, и может быть изменен только по соглашению сторон (п.25).
Возможность изменения условий заключенного контракта только по соглашению сторон также предусмотрена п.8 Приказа МЧС РФ от 30.06.2008г. N351 "О порядке и условиях заключения контракта о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и форме контракта".
В соответствии с п. 16 Порядка и условий заключения контракта о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и форме контракта, утвержденных Приказом МЧС РФ от 30.06.2008г. N351, не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель органа, подразделения, организации МЧС России принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность (продлении срока действия контракта). Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.
В соответствии с п. "г" ст.58 вышеуказанного Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Пунктом 171 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям сотрудники, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе либо пониженные в должности, а также незаконно уволенные из ФПС ГПС, подлежат восстановлению, соответственно, в должности, специальном звании, на службе в ФПС ГПС.
В соответствии с п. 176 указанной Инструкции сотрудникам, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из ФПС ГПС, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за все время до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в МЧС России.
В соответствии с п. "г" ст.6 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации звание майора внутренней службы относится к старшему начальствующему составу.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что в соответствии с частью второй статьи 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
Согласно Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта руководитель организации МЧС России принимает решение о продлении срока службы сотруднику либо об его увольнении. Принятое решение оформляется приказом до окончания срока действия контракта с соблюдением его условий и положений (п.28). Аттестацию проходят сотрудники, заключившие контракт на определенный срок, не позднее двух месяцев до принятия решения о его продлении или перезаключении (п.60). Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами, в которых подробно фиксируются задаваемые аттестуемым вопросы и их ответы. Протоколы хранятся в кадровом подразделении соответствующей организации МЧС России. Итоги заседания аттестационной комиссии докладываются ее председателем руководителю организации МЧС России, в которых созданы аттестационные комиссии (п.65). Руководители, готовящие аттестации на сотрудников, обязаны не позднее чем в трехдневный срок до проведения аттестации ознакомить под роспись аттестуемого с текстом аттестации и заключением по ней. При несогласии аттестуемого с ее содержанием или заключением по ней аттестуемый собственноручно пишет об этом в соответствующем разделе аттестации (п.66). Аттестация рассматривается на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого (п.69). На основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей, уровня профессиональной подготовленности аттестационная комиссия делает один из следующих выводов: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или год; не соответствует занимаемой должности (п.70). Аттестация подписывается председателем аттестационной комиссии или его заместителем, проводившим заседание (п. 72.) Утвержденные аттестации объявляются сотрудникам непосредственными руководителями в трехдневный срок со дня их поступления по месту службы аттестованных (п.78). Необъективность выводов по утвержденной аттестации может быть обжалована аттестуемым в установленном порядке (п.79). Прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом (п. 151). Основания для увольнения сотрудников установлены частью первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 152). О предстоящем увольнении со службы сотрудник ставится в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под роспись. С сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, социальные гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы, связанные с прекращением службы в ФПС ГПС (п. 162). Сотруднику, уволенному из организации МЧС России, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет (п. 166).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 16.08.1998г. по 01.01.2002г. истец проходил службу в ГПС МВД РФ, с 01.01.2002г. по 20.05.2015г. - в ГПС МЧС России. В соответствии с контрактом от 21.05.2012г. майор внутренней службы Правосудов Е.В. принят на должность "данные изъяты" специальной пожарной части N8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России", срок действия контракта на три года с 21.05.2012г. до 21.05.2015г. При заключении служебного контракта от 21.05.2012г., в соответствии с присвоенным званием, истец относился к старшему начальствующему составу, при заключении контракта стороны определили срок его действия - три года до 21.05.2015г., контракт подписан сторонами без замечаний, исполнялся с момента его заключения, ранее Правосудовым Е.В. в период его действия не оспаривался.
15.01.2015г. Правосудовым Е.В. был подан рапорт начальнику ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России", в котором он просит продлить контракт о службе в Федеральной противопожарной службе. Начальником ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России" 16.01.2015г. поставлена резолюция: рассмотреть в аттестационном порядке.
В результате проведенной 13.01.2015г. аттестации установлено, что Правосудов Е.В. занимаемой должности не соответствует, комиссией рекомендовано ходатайствовать перед руководством о не продлении с ним контракта о службе в ГПС. Аттестация и выводы по ней утверждены начальником ФГКУ "СУ ФПС N57 МЧС России" 23.01.2015г., Правосудову Е.В. аттестация объявлена 30.01.2015г., с выводами аттестационной комиссии он ознакомлен, о чем имеется подпись истца.
Не согласившись с текстом аттестации Правосудов Е.В. 26.01.2015г. подал рапорт, в котором не согласился с формулировками в тексте характеристики, просил их изменить. Рапорт был рассмотрен на заседании 30.01.2015г. с участием Правосудова Е.В., после чего на данном рапорте 30.01.2015г. Правосудовым Е.В. собственноручно указано, что с ним была проведена разъяснительная беседа, вопросов по составлению характеристики у него нет.
23.01.2015г. истец, был уведомлен в письменной форме о предстоящем увольнении по п. "г" ч.1 ст.58 Положения о службе в ОВД РФ.
15.05.2015 г. Правосудов Е.В. представлен к увольнению со службы по п. "г" ч. 1 ст.58 (по окончании срока службы предусмотренного контрактом) Положения о службе в органе внутренних дел Российской Федерации. 18.05.2015г. начальником ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России по представлению принято решение: уволить майора внутренней службы Правосудова Е.В., "данные изъяты" СПСЧ N8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России" со службы по п. "г" ч.1 ст.58 Положения о службе в органе внутренних дел Российской Федерации (по окончании срока службы предусмотренного контрактом). С данным представлением Правосудов Е.В. ознакомлен 20.05.2015г. Как видно из текста представления, 15.02.2015г. начальником СПСЧ N8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N57 МЧС России" майором внутренней службы Абликсановым В.Ш. была проведена беседа об увольнении, Правосудов Е.В. настроен на увольнение.
В соответствии с приказом ФГКУ "Специальное управление ФПС N 57 МЧС России" от 19.05.2015г. N 74-НС Правосудов Е.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России 20.05.2015 г. по пункту "г" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). Трудовая книжка выдана Правосудову Е.В. на руки 20.05.2015 г.
Приказ по итогам проведения аттестации в отношении Правосудова Е.В. не издавался. Принятое руководителем решение о не продлении с истцом контракта и увольнении по окончании срока его действия был выражен в виде уведомления истца о предстоящем увольнении по п. "г" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах ОВД РФ.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что стороной истца не доказан факт вынужденного заключения срочного контракта на указанных в нем условиях и контракт о службе должен был быть заключен на неопределенный срок.
Доводы апелляционной жалобы стороны истца о том, что в соответствии с требованиями п.3 ст.97 ФЗ от 30.11.2011г. N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации" нормативно правовые акты регламентирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел применяются в части не противоречащей настоящему Федеральному закону, а следовательно, в силу ст.22 указанного закона, которым определены виды и сроки действия контрактов, а также основания заключения срочного контракта, контракт с Правосудовым Е.В. должен был быть заключен на неопределенный срок, являются необоснованными, поскольку указанный Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, и не применяется к гражданам проходящим службу в Государственной противопожарной службе.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что истец был ознакомлен с результатами аттестации, поскольку доказательств того, что имеющаяся в выводах аттестационной комиссии подпись аттестуемого от 30.01.2015г. истцу не принадлежит, последним не представлено.
Доводы апелляционной жалобы истца и его представителя об увольнении ранее окончания срока действия контракта, а также имеющиеся в контракте противоречия в части срока действия контракта - три года и даты окончания его действия - 21.05.2015г. является ошибочным, поскольку срок действия контракта определен сторонами на три года до 21 мая 2015 года, таким образом, последним днем службы для истца является 20 мая 2015 года. При таких обстоятельствах, Правосудов Е.В. правомерно был уволен в последний день срочного контракта - 20.05.2015г. Кроме того, довод о том, что увольнение связано с конфликтными отношениями с подчиненной по службе, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие
спорные правоотношения, оценка собранным по делу доказательствам дана в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, выводы суда мотивированы соответствуют фактическим обстоятельствами и подтверждаются исследованными по делу доказательствами.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу п.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены или изменения принятого по делу решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 16 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Правосудова Е.В. - Крохина О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.