Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Платова А.С.,
судей Баимовой И.А., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. административное дело по заявлению и.о. прокурора Таймырского района Красноярского края о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга",
по апелляционной жалобе представителя Хатангского сельского Совета депутатов Сочневой Е.Л. на решение Хатангского районного суда Красноярского края от 21 августа 2015 года, которым постановлено:
"Заявление и.о. прокурора Таймырского района Красноярского края удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с 01.01.2015 года, т.е. со дня вступления в законную силу, п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24.12.2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга".
Сообщение о настоящем решении в месячный срок с момента вступления его в законную силу подлежит опубликованию в периодическом печатном издании - информационном бюллетене Хатангского сельского Совета депутатов в администрации сельского поселения Хатанга",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Таймырского района Красноярского края обратился с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга", мотивируя тем, что решением Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС с 1 января 2015 года установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере:
А) 9,10 руб. за 1 кв. м. общей площади в месяц - для нанимателей, проживающих в многоквартирных домах до двух этажей;
Б) 8,70 руб. за 1 кв. м. общей площади в месяц - для нанимателей, проживающих в многоквартирных домах от трех этажей и выше.
Исходя из преамбулы к решению, при его принятии Совет руководствовался ст.ст. 154, 156 Жилищного кодекса РФ, а также постановлением Правительства Красноярского края от 13 декабря 2013 года N 656-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2014-2016 годы". Согласно приложению к данному Постановлению Правительства Красноярского края, минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2015 год, в районах Крайнего Севера в многоквартирных домах до 2 этажа составляет 9,1 рублей, в многоквартирных домах от 3 этажей и выше - 8,7 рублей с одного квадратного метра. Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от 23 марта 2015 года N 038-П утверждено Положение о порядке платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории села Хатанга и определено, что средства, поступающие за наем жилого помещения, направляются на взносы на капитальный ремонт. Совпадение размера платы за наем в решении и постановлении Правительства Красноярского края от 13 декабря 2013 года N 656-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2014-2016 годы", свидетельствует о том, что плата за наем состоит исключительно из размера взноса на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, и соответственно переложении на граждан обязанности, не установленной приведенным выше федеральным.
Просил признать недействующим и не подлежащим применению с 01 января 2015 года, т.е. со дня вступления в законную силу, п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга".
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Хатангского сельского Совета депутатов Сочнева Е.Л., ссылаясь на нарушение судом норм материального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить. Указывает на то, что приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02 декабря 1996 года N 17-152 "Об утверждении Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда" утверждены методические рекомендации, в соответствии с которыми рекомендовано денежные средства собранные за найм жилых помещений использовать для проведения капитального ремонта. В размер платы за пользование жилым помещением были включены только затраты на капитальный ремонт, для снижения финансовой нагрузки на нанимателей жилых помещений. Кроме того, из буквального толкования пункта 1 оспариваемого решения следует, что органами местного самоуправления установлен только размер платы за наем жилого помещения без установления платы за капитальный ремонт, а соглашение N 1 о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт, заключенное между региональным фондом капитального ремонта и муниципальным образованием "Сельское поселение Хатанга", являющимся собственником помещений в многоквартирных домах, был доказан факт того, что взносы за капитальный ремонт производятся собственником жилых помещений.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Таймырского района Красноярского края Шадловский Н.А. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что ответчиком не представлено экономическое обоснование размера платы за наем жилых помещений в селе Хатанга.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Грекову Л.Р., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
По мнению судебной коллегии, такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Право на обращение с указанным заявлением также предоставлено прокурору (ст. 45 ГПК РФ).
Частью 3 ст. 208 КАС РФ (действует с 15 сентября 2015 года) также закреплено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативно-правового акта.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ (действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции), установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 3).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч. 4).
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (п. 2 в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого решения);
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:
1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 данного Кодекса;
2) плату за коммунальные услуги.
Приложением к Постановлению Правительства Красноярского края от 13 декабря 2013 года N 656-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2014-2016 годы" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2015 год, в районах Крайнего Севера в многоквартирных домах до 2 этажа который составляет 9,1 рублей, в многоквартирных домах от 3 этажей и выше - 8,7 рублей с одного квадратного метра.
Согласно ст. 10 Устава сельского поселения Хатанга, утвержденного решением Совета сельского поселения Хатанга от 27 декабря 2005 года N 29-РС, Хатангский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 29 Устава, Хатангский Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Устава заседание сессии Хатангского Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов Хатангского Совета депутатов.
Согласно ч. 1 ст. 48 Устава, Хатангский Совет депутатов, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, являющиеся нормативными правовыми актами, а по вопросам организации деятельности Хатангского Совета депутатов - постановления.
Решения Хатангского Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Хатангского Совета депутатов, если иное не установлено федеральным законом.
Решение Хатангского Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов, кроме решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, принимаемого большинством в две третьи голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 1 ст. 49 Устава). Решения и постановления Хатангского Совета депутатов подписываются Главой поселения (ч. 3 ст. 49 Устава).
На основании ч. 1 ст. 50 Устава решения Хатангского Совета депутатов вступают в силу со дня их опубликования (обнародования).
Решением Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга" с 01 января 2015 года установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере:
А) 9,10 руб. за 1 кв. м. общей площади в месяц - для нанимателей, проживающих в многоквартирных домах до двух этажей;
Б) 8,70 руб. за 1 кв. м. общей площади в месяц - для нанимателей, проживающих в многоквартирных домах от трех этажей и выше (пункт 1 Решения).
Согласно протоколу заседания двадцать пятой сессии Хатангского сельского Совета депутатов третьего созыва от 24 декабря 2014 года, на данной сессии был рассмотрен вопрос о принятии оспариваемого решения, на сессии присутствовали 7 из 10 депутатов, решение об установлении размера платы за наем жилых помещений в селе Хатанга принято единогласно.
Решение Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС подписано Главой сельского поселения Хатанга, опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления - "Информационный бюллетень", N 19(146) 25 декабря 2014 года и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу с 01 января 2015 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что решение Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга" не соответствуют действующему законодательству, поскольку совпадение размера платы за наем в указанном решении и постановлении Правительства Красноярского края от 13 декабря 2013 года N 656-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2014-2016 годы", по мнению суда, свидетельствуют о том, что плата за наем жилых помещений состоит исключительно из размера взноса на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, в связи с чем, на нанимателей жилых помещений возлагается обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в то время как, в соответствии с действующим законодательством, такая обязанность возложена на собственника жилого помещения. Также суд исходил из того, что ответчиком не представлено экономическое обоснование размера установленной спорным решением платы за наем жилых помещений в с. Хатанга и доказательства учета дифференциации платы за наем в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения и месторасположения дома.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок определения размера платы за наем жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, регулируется нормами Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).
Приказом Минстроя России от 02 декабря 1996 года N 17-152 утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда.
Данные Методические указания являются действующими, носят рекомендательный характер и, как правильно указал суд, подлежат применению в части не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с п. 1.1. Методических указаний экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
При этом, согласно п. 1.2. Методических указаний дифференциацию ставок платы за наем рекомендовано учитывать по двум основным потребительским свойствам:
1) потребительские свойства районов; 2) потребительские свойства домов.
Потребительские свойства района рекомендовано дифференцировать по следующим параметрам и их значениям: А. Потребительские свойства района:
1) экологическая ситуация: 1.1. зеленая зона или зона с благоприятной экологической ситуацией; 1.2. зона, приближенная к транспортным потокам, или промышленная зона; 2) близость к центру: 2.1. центр и срединная зона; 2.2. отдаленные районы;
3) транспортная доступность: 3.1. хорошая; 3.2. плохая.
Б. Потребительские свойства дома:
1) материал стен: 1.1. кирпичный; 1.2. блочный, крупнопанельный; 1.3. смешанный или деревянный;
2) степень износа: 2.1. относительно новый (до 30%); 2.2. средняя степень износа (30 - 60%); 2.3. аварийный или ветхий дом (более 60%);
3) планировка дома: 3.1. улучшенная; 3.2. стандартная; 3.3. нестандартная (неудобная).
Также Методическими указаниями при расчете базовой ставки платы за наем жилого помещения рекомендуется использовать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, которые приведены в "Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", утвержденных Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 года N 1072, и рекомендована формула расчета платы за наем жилья, предоставляемого по договору социального найма.
Нормативные положения, которые бы императивно устанавливали иные правила расчета платы за наем, чем те, которые содержатся в Методических указаниях, отсутствуют, при этом размер платы за наем в Методических указаниях рассчитывается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома, что согласуется с положениями части 4 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Материалами дела подтверждается, что при расчете платы за наем в соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями была рассчитана базовая ставка за наем жилого помещения в деревянных многоквартирных домах до двух этажей - 24,38 руб. и базовая ставка за наем жилого помещения в кирпичных, панельных и шлакобетонных многоквартирных домах от трех этажей и выше - 9,65 руб., после чего полученный результат скорректирован в сторону уменьшения соответственно до 9,10 руб. и 8,70 руб., т.е. до размера взноса на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, установленного постановлении Правительства Красноярского края от 13 декабря 2013 года N 656-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на 2014-2016 годы".
Средства, собранные в виде платы за наем поступают в распоряжение собственника (муниципальное образование "Сельское поселение Хатанга"), который перечисляет денежные средства в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, в соответствии с соглашением N 1 от 23 декабря 2014 года, заключенным между Региональным фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Красноярского края и Муниципальным образованием "Сельское поселение Хатанга".
При этом из буквального толкования пункта 1 Решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС следует, что указанным пунктом решения установлен только размер платы за наем жилых помещений, а само по себе совпадение размера платы за наем жилых помещений с размером взноса на капитальный ремонт не свидетельствует о том, что оспариваемым пунктом на нанимателей жилых помещений возлагается обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, учитывая, что плата за наем, рассчитанная в соответствии в Методическими указаниями, уменьшена до размера компенсации собственнику жилого фонда затрат за взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно на основании ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения об отказе удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению с 01 января 2015 года п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хатангского районного суда Красноярского края от 21 августа 2015 года - отменить, в удовлетворении заявления и.о. прокурора Таймырского района Красноярского края о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 решения Хатангского сельского Совета депутатов от 24 декабря 2014 года N 180-РС "Об установлении размера платы за наем жилых помещений в с. Хатанга" - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.