Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу защитника Тимофеева А.В. в интересах открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК) на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области N Н-113 (б/н-18-04-2014) от 06 мая 2014 года, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 июня 2015 года и решение судьи Томского областного суда от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Росприроднадзора по Томской области от 06 мая 2014 года ОАО "Томскнефть" ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 июня 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Томского областного суда от 26 августа 2015 года вынесенные по делу постановление и решение оставлены без изменения.
Не согласившись с вступившими в законную силу постановлением административного органа и решениями судей, защитник ОАО "Томскнефть" ВНК (далее - Общество) Тимофеев А.В. подал жалобу в Томский областной суд, в которой полагает, что состоявшиеся по делу постановление и решения судей подлежат признанию незаконными и отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что вина ОАО "Томскнефть" ВНК в совершении административного правонарушения отсутствует. Вывод административного органа и впоследствии судебных инстанций о непринятии ОАО "Томскнефть" ВНК всех зависящих от него мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Подробно излагает свою версию событий, связанных с решением ОАО "Томскнефть" ВНК проблемы утилизации попутного нефтяного газа (далее - ПНГ). При этом отмечает, что /__/ и /__/ месторождения являются технологически и инфраструктурно связанными между собой. На /__/ месторождении построена газотурбинная электростанции (далее - ГТЭС), что позволяет генерировать энергию, образуемую при сгорании ПНГ, используемую предприятием для производственной деятельности. ГТЭС введена в эксплуатацию только 31.12.2013. В постановлении неверно указан уровень использования ПНГ - 0%, в то время как фактический уровень его использования по состоянию на 31.12.2013 составил 4,7%. Эксплуатация ГТЭС позволила увеличить уровень утилизации ПНГ в 2014 году. Указанное свидетельствует о ненадлежащем установлении административным органом обстоятельств дела. Обращает внимание на то, что ОАО "Томскнефть" ВНК своевременно приняло достаточные и необходимые меры для достижения проектных показателей по использованию ПНГ на /__/ месторождении, надлежащим образом и в полном объеме их профинансировало. Приводит перечень мероприятий, необходимых для получения разрешения на строительство опасного производственного объекта, каким является ГТЭС, отмечая, что они занимают значительное время, являясь начальным этапом строительства объекта. В целом комплекс мероприятий, направленных на строительство и ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимых для утилизации ПНГ, занимает не менее двух лет. Отмечает, что эксплуатация ГТЭС не всегда позволяет ОАО "Томскнефть" ВНК достичь проектных показателей по использованию ПНГ, что обусловлено различными объемами добычи нефти и газа. Указанные обстоятельства обнаруживаются не заблаговременно, а в процессе эксплуатации, что не исключает необходимость принятия решения об увеличении производственных мощностей эксплуатируемой станции, а соответственно, разработку проектной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы, производство необходимых работ, поставку оборудования. В этой связи ОАО "Томскнефть" ВНК предприняло все зависящие от него исчерпывающие меры, направленные на использование ПНГ на /__/ месторождении. Приводит перечень выполненных ОАО "Томскнефть" ВНК мероприятий, предшествующих строительству ГТЭС. Причины, не позволившие ОАО "Томскнефть" ВНК достичь проектных показателей по уровню использования ПНГ в течение 2013 года, являются объективными, вызваны сложностью, объемностью работ, временной и финансовой затратностью, труднодоступностью места выполнения. ОАО "Томскнефть" ВНК не имеет объективной возможности прекратить добычу ПНГ и разработку /__/ месторождения, поскольку установленные в проектных документах показатели по добыче нефти и газа также должны быть выполнены и бездействие будет признано нерациональным использованием недр, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, кроме того, неизбежны негативные последствия для экономики в виде недополучения налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль в виде сокращения штата и увеличения безработицы, а также в виде ухудшения экономического положения большого количества сервисных (подрядных) организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) для ОАО "Томскнефть" ВНК. Изменить показатели уровня использования ПНГ в проектном документе не представляется возможным, так как названная обязанность недропользователей предусмотрена также постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148. ОАО "Томскнефть" ВНК ежегодно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ, вызванные сожжением ПНГ, что по сути является штрафной санкцией за нарушение закона. Размер указанной платы за 2013 год по месторождениям ОАО "Томскнефть" ВНК, расположенным в /__/ и /__/, составил 603 152 318 руб. 88 коп., что без учета административного штрафа составляет особо крупную сумму. Наложение на ОАО "Томскнефть" ВНК административных штрафов является двойным привлечением к административной ответственности. Отмечает, что размер назначенного административного штрафа не отвечает требованиям дифференциации ответственности в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, причиненного вреда, степени вины ОАО "Томскнефть" ВНК, наличия смягчающих ответственность обстоятельств, а также не соответствует правовым позициям, изложенным в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П. Отмечает, что устранение нарушений проектных показателей утилизации ПНГ осложняется необходимостью их устранения не на одном, а на большинстве из 42 месторождений ОАО "Томскнефть" ВНК, расположенных в /__/ и /__/. ОАО "Томскнефть" ВНК не игнорирует требования законодательства и проектной документации, а действует добросовестно в условиях сложности, объемности предпринимаемых мер, их временной и финансовой затратности. Размер назначенного административного штрафа является неоправданно высоким. Ссылаясь на положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагает, что размер административного штрафа в сумме 800 000 рублей подлежит уменьшению не менее чем в два раза. ОАО "Томскнефть" ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и по другим месторождениям, несмотря на имеющуюся разницу в процентах между проектными и фактическими показателями по использованию ПНГ, размер штрафа по аналогичным постановлениям по каждому месторождению составил 800000 рублей. При этом общая сумма административных штрафов составила 8 000 000 рублей, что с учетом затрат на мероприятия, связанные с утилизацией ПНГ на месторождениях, приводит к избыточному использованию административного принуждения, препятствующего осуществлению предпринимательской (хозяйственной) деятельности общества, что в конечном итоге не соответствует требованиям ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2, 3 ст. 35, ст. 45 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Считает, что постановление и решения нарушают права и законные интересы ОАО "Томскнефть" ВНК, выраженные в вышеуказанных конституционных нормах. Просит отменить решения судей и постановление должностного лица Росприроднадзора, в случае признания постановления законным изменить его в части назначенного административного наказания, снизив размер назначенного административного штрафа не менее чем в два раза.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление и решения судей в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК подлежащими оставлению без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Правоотношения в области недропользования регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах").
Согласно ст. 35 Закона РФ "О недрах" основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, запрещены законодательством Российской Федерации.
Названные действия в силу положений части 1 ст. 8.10 КоАП РФ признаются административным правонарушением, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензии /__/ на право пользования недрами, в том числе /__/ нефтяным месторождением.
Согласно пунктам 3.5, 4.1.8 дополнения N 1 к лицензии /__/ ОАО "Томскнефть" ВНК должно обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по геологическому изучению недр, разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Кроме того, ОАО "Томскнефть" ВНК обязано соблюдать уровни добычи углеводородного сырья в соответствии с проектной документацией на разработку месторождения, не допускать сверхнормативных потерь полезных ископаемых и выборочной отработки наиболее продуктивных участков месторождений, приводящих к нарушению энергетической системы залежей в целом (административное дело, т. 1 л.д. 18, 20).
Действующим проектным документом на разработку /__/ нефтяного месторождения является "Технологическая схема разработки /__/ нефтяного месторождения", согласованная протоколом заседания /__/ нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 24.12.2013 N 60-13. Как следует из проектного документа, уровень использования растворенного газа на месторождении на 2013 год установлен в размере не менее 41,5 % (административное дело, т. 1 л.д. 46).
Норматив вовлечения в хозяйственный оборот ПНГ предусмотрен нормативно-правовыми актами, установлен проектным документом и является обязательным для недропользователя. Несоблюдение этого норматива признается нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2013 году уровень использования попутного нефтяного газа на /__/ нефтяном месторождении составил 0 %, тем самым ОАО "Томскнефть" ВНК допущена сверхнормативная потеря добытого ПНГ, свидетельствующая о нерациональном использовании недр при их разработке (административное дело, т. 1 л.д. 57-58).
Довод жалобы защитника о том, что фактический уровень использования ПНГ по состоянию на 31.12.2013 на указанном месторождении составил 4,7%, на материалах дела не основан.
Довод жалобы, согласно которому эксплуатация ГТЭС позволила увеличить уровень утилизации добытого на /__/ нефтяном месторождении ПНГ в 2014 году, не может быть принят во внимание, поскольку относится к событиям, имевшим место за пределами исследуемого периода.
Фактические обстоятельства дела, вопреки доводам защитника, подтверждаются исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания и при рассмотрении жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и приведенными в обжалуемых постановлении и решениях судей доказательствами, совокупность которых является достаточной для вывода о виновности ОАО "Томскнефть" ВНК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
По существу в жалобе защитника ОАО "Томскнефть" ВНК не содержится каких-либо новых данных, не учтенных ранее судебными инстанциями.
Доводы жалобы защитника направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей районного суда и судьей Томского областного суда в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ.
Между тем обстоятельства, на основании которых судьи основывали свои выводы, приведенные в судебных решениях, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ОАО "Томскнефть" ВНК
в совершении вмененного административного правонарушения, а поэтому доводы жалобы не могут служить основанием к отмене вынесенных по делу решений, а также постановления по мотивам невиновности юридического лица.
Согласно законодательству ОАО "Томскнефть" ВНК является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Преследуя названную цель, юридическое лицо выбирает, исходя из имеющихся у него кадровых, имущественных, финансовых и иных ресурсов, наиболее оптимальные с экономической точки зрения способы ее достижения. Законодательство, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничивает выбор способов достижения хозяйствующим субъектом цели извлечения прибыли рамками правового поля, возлагая на юридическое лицо ряд обязанностей, невыполнение которых влечет установленную законом ответственность, в том числе административную.
Осуществляя регулирование деятельности юридических лиц, законодатель предусмотрел в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ условия признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения: наличие обязанности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, наличие возможности для ее исполнения, непринятие юридическим лицом всех мер, находящихся в сфере его контроля, для исполнения обязанности.
Приведенная правовая конструкция вины юридического лица предполагает, что хозяйствующий субъект, действуя в собственных интересах, имеет возможность самостоятельно определять приоритет своей деятельности, выбирая между извлечением прибыли и соблюдением законодательства.
Что касается невыполнения ОАО "Томскнефть" ВНК обязанности по обеспечению установленного проектного уровня использования ПНГ, то в силу ст. 23.2 Закона РФ "О недрах", п. 3 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение), подготовка проектной документации осуществляется непосредственно пользователем недр либо привлеченной им проектной организацией на основании разработанного и утвержденного пользователем недр технического задания. Согласно пп. б п. 13 Положения установлено, что в проектную документацию на разработку месторождения углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации ПНГ. Аналогичные положения содержат Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденные приказом МПР РФ от 21.03.2007 N 61 (раздел 4). Неотъемлемой частью проектной документации являются варианты мероприятий по использованию ПНГ (пп. 2.18.6 п. 2 раздела II "Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья", утвержденных приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 N 254). Тем самым показатель уровня использования растворенного газа (ПНГ) принимался при разработке и согласовании проектного документа на разработку месторождения, а, следовательно, соглашаясь с данным проектным документом, ОАО "Томскнефть" ВНК брало на себя обязательства, с истекающими рисками, по утилизации растворенного газа (ПНГ). Таким образом, наличие у ОАО "Томскнефть" ВНК, как пользователя недр, фактической возможности для обеспечения установленного проектного уровня использования растворенного газа (ПНГ) подтверждается самим проектным документом, разработанным и утвержденным хозяйствующим субъектом, с учетом имеющихся у него ресурсов для соблюдения требований законодательства, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
Подробно перечисляя мероприятия, связанные с решением ОАО "Томскнефть" ВНК проблемы утилизации ПНГ, защитник не приводит в жалобе объективных, находящихся вне контроля ОАО "Томскнефть" ВНК обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом возложенной на него законом и проектным документом обязанности по обеспечению установленного уровня использования растворенного газа в 2013 году на Карасевском нефтяном месторождении.
Довод жалобы защитника о том, что ОАО "Томскнефть" ВНК не имеет объективной возможности прекратить добычу ПНГ и разработку /__/ месторождения, не основан на положениях законодательства в области недропользования, поскольку проектным документом, разработанным и утвержденным недропользователем (ОАО "Томскнефть" ВНК), которым он обязан руководствоваться в своей деятельности, предполагается рациональное использование природных ресурсов (ПНГ) при разработке месторождения, при этом прекращение разработки Карасевского месторождения для целей соблюдения требований об использовании растворенного газа (ПНГ) не менее установленного уровня проектный документ не предусматривает.
Вопреки доводу жалобы защитника, постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 регламентирует исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании ПНГ.
Предусмотренная названным постановлением плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую, как на то защитник ссылается в жалобе, ОАО "Томскнефть" ВНК оплачивает в повышенном размере за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ, носит компенсационный характер и не является административным наказанием, а потому с доводами жалобы в указанной части согласиться нельзя.
Доводы жалобы защитника, связанные с необходимостью устранения нарушений не на одном, а на большинстве из 42 месторождений ОАО "Томскнефть" ВНК, расположенных как в /__/, так и /__/, не могут быть признаны состоятельными, поскольку при разрешении настоящей жалобы предметом исследования является деятельность ОАО "Томскнефть" ВНК на конкретном месторождении.
По указанному основанию нельзя согласиться и с доводами жалобы защитника о том, что общая сумма административных штрафов, наложенных на ОАО "Томскнефть" ВНК по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ за нарушения, допущенные на других месторождениях, превышает 8000 000 рублей, при том, что с учетом различных показателей фактического использования ПНГ размер штрафов за каждое правонарушение составил 800 000 рублей.
Административное наказание назначено ОАО "Томскнефть" ВНК в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих юридическое значение обстоятельств в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц.
Назначенное административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению. Оснований для его смягчения, применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в том числе по доводам, приведенным защитником в жалобе, не имеется.
Доказательств избыточного административного принуждения, примененного по отношению к ОАО "Томскнефть" ВНК по настоящему делу, защитником в жалобе не приведено.
Несогласие защитника с размером назначенного административного штрафа ОАО "Томскнефть" ВНК не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов юридического лица в свете положений Конституции РФ, на которые защитник ссылается в жалобе.
Назначенное ОАО "Томскнефть" ВНК административное наказание, его размер с учетом фактических обстоятельств дела в полной мере соответствует разумному балансу конституционных ценностей, приведенных защитником в жалобе, и ценностей, провозглашенных в ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36, ст. 58 Конституции РФ.
Должностным лицом существенных нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности ОАО "Томскнефть" ВНК, судебными инстанциями существенных нарушений установленного порядка рассмотрения жалоб, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы, в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения жалоб не допущено, материальный закон при назначении административного наказания применен правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения настоящей жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица административного органа от 06 мая 2014 года, решений судей от 18 июня 2015 года, от 26 августа 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
постановил:
постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области N Н-113 (б/н-18-04-2014) от 06 мая 2014 года, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 июня 2015 года и решение судьи Томского областного суда от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Исполняющий обязанности
заместителя председателя
Томского областного суда А.И. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.