Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Мамаевой Н.А., Ждановой Е.А.,
при секретаре Халявиной В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 25 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение Зуевского районного суда Кировской области от 29 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично, с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Ветлужских ФИО8 взысканы расходы на оплату услуг по отоплению и освещению за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи областного суда Мамаевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зуевского района Кировской области обратился в суд в интересах Ветлужских Н.П. с иском к Министерству финансов Кировской области указав, что Ветлужских Н.П., являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности по состоянию на 31.12.2004 года пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением. Ветлужских Н.П. за период с "дата" по "дата" за счет своих средств оплачены услуги по отоплению в сумме "данные изъяты". и освещению в сумме "данные изъяты" частичная компенсация, выплаченная ей, составила "данные изъяты". Разница между понесенными расходами по оплате жилья и выплаченной компенсацией составила "данные изъяты" В соответствии с действующим законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Прокурор просил взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны Кировской области в пользу Ветлужских Н.П. понесенные расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов Кировской области ставит вопрос об отмене решения, указал, что в соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО истцу выплачивалась частичная компенсация ежемесячно. Право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые одновременно работали, проживали в сельской местности и пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 года, однако таких доказательств в материалы дела не представлено. Кроме того, истцу назначена пенсия, поэтому в соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО ей выплачивалась частичная компенсация.
В возражениях на жалобу помощник прокурора Зуевского района Кировской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 года N 5487-1, в редакции действовавшей до 01.01.2005, года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст. 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2012 - 488 руб., с января 2013 г. по 30.06.2013 - 488 руб., с 01.07.2013 по июнь 2013 - 561 руб., с 01.07.2014 - 628 руб.
Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Ветлужских Н.П. с "дата" по настоящее время проживает в п. "адрес"; с "дата" проживает, а с "дата" зарегистрирована в "адрес"
"дата" года Ветлужских Н.П. принята на работу в Зуевскую ЦРБ на должность "данные изъяты" в Косинскую фабричную участковую больницу, по настоящее время работает в КОГБУЗ "Зуевской ЦРБ" в должности "данные изъяты", медицинскую деятельность осуществляет по месту жительства в отделении общей врачебной практики.
За период с сентября 2012 по октябрь 2014 документально подтвержденные затраты, понесенные Ветлужских Н.П. на оплату коммунальных услуг и наем жилья (отопление и освещение) составили "данные изъяты" частичная компенсация, выплаченная истцу составила "данные изъяты". Таким образом, разница между уплаченной истцом суммой и полученной компенсацией составила "данные изъяты"
То, обстоятельство, что Ветлужских Н.П. по состоянию на 31.12.2014 года пользовалась льготами, подтверждено справкой администрации Косинского сельского поселения от "дата" года о получении Ветлужских Н.П. льгот по отоплению и освещению до 2005 года, выданной на основании счета N N от "дата" года по оплате дров, приобретенных в ООО " ФИО9"; выпиской из реестра предоставления коммунальных услуг, лицам, работающим в бюджетных учреждениях за 3, 4 кварталы 2004 года СПК ПЗ " ФИО10 в числе которых поименована Ветлужских Н.П.
Кроме того, факт пользования истцом льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещениемпо состоянию на 31 декабря 2004 года установлен вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 47 Фаленского района Кировской области от "дата" года, и не подлежит доказыванию вновь в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, в связи с чем, доводы жалобы о недоказанности данного факта судебная коллегия находит несостоятельными.
Оценив представленные доказательства, верно применив нормы материального права, суд пришел к законному и обоснованному выводу о возложении обязанности компенсировать Ветлужских Н.П., как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" на Министерство финансов Кировской области, которое является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
Доводы жалобы о том, что истцу назначена пенсия с "дата", не могут быть приняты во внимание, поскольку истец продолжает работать медицинским работником, и проживает в сельской местности.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зуевского районного суда Кировской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.