Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Олюшина В.В. на постановление Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Уржумскому району К. от 29 июля 2015 года, решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 21 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника "данные изъяты" дорожного участка "данные изъяты" ДУ N КОГП " "данные изъяты"" Олюшина В.В.,
установил:
постановлением Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Уржумскому району К. от 29 июля 2015 года N18810043130009983681начальник "данные изъяты" дорожного участка "данные изъяты" ДУ N КОГП " "данные изъяты"" Олюшин В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Олюшина В.В. на указанное постановление решением судьи Уржумского районного суда Кировской области от 21 сентября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Олюшин В.В. просит состоявшиеся по делу решение судьи и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указал, что КОГП " "данные изъяты"" является коммерческой организацией и выполняет работы по содержанию автодороги "Уржум-Буйское-граница Республики Марий Эл" с 0 по 19 км. исключительно на условиях и в пределах заключенного с КОГКУ " "данные изъяты"" государственного контракта от 19.12.14г. по содержанию автомобильных дорог. На момент проверки ОГИБДД ОМВД России по Уржумскому району все объемы работ по госконтракту были выполнены и приняты заказчиком, что подтверждается актами выполненных работ. Что касается акта выявленных недостатков от 09.07.15г., то работы по ямочному ремонту, входящие в состав технического задания госконтракта, были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком до проведения проверки ГИБДД, также как и работы по замене дорожных знаков, по выправке секций тросового ограждения, по вырубке кустарниковой растительности. В соответствии с п. 1.2.19 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, о принятых и введенных в действие Письмом Росавтодора от 17.03.04г. N) С-28/1270-ис, допускается наличие на автомобильных дорогах с интенсивностью менее 1000 авт/сут временных технологических съездов, проходящих по сельскохозяйственным угодьям для использования сельскохозяйственной техники, а также на участках, проходящих по лесным массивам для использования при пожарах. Один цикл скашивания травы у дорожных ограждений вручную был выполнен в июне 2015 года, второй в соответствии с госконтрактом определен заказчиком в сентябре 2015 года. Повреждение грунтовой обочины не превышает значений, приведенных в таблице 6 п. 3.2.3 ГОСТ Р 50597-93. Работы по установке концевых элементов барьерного ограждения госконтрактом не предусмотрены. На дороге 4 категории дорожная разметка наносится на опасных участках, данные работы были выполнены до проведения проверки ГИБДД. Считает, что должностное лицо КОГП " "данные изъяты"" не является субъектом правонарушения. Автомобильная дорога "Уржум-Буйское-граница Республики Марий Эл" на праве оперативного управления закреплена за КОГКУ " "данные изъяты"", на которое возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества. КОГП " "данные изъяты"" не имеет обязанности по содержанию автомобильных дорог Кировской области и обеспечению безопасности дорожного движения, так как не является ни собственником, ни владельцем автомобильных дорог. Уставом предприятия предусмотрено его право на выполнение работ по контрактам с целью извлечения прибыли. Предприятие является подрядчиком по содержанию (обслуживанию) автомобильных дорог, выполняет работы по содержанию (обслуживанию) автомобильных дорог, выполняет иные функции подрядчика по содержанию (обслуживанию) автомобильных дорог. Работы, которые выполняет предприятие, поименованы в договорах подряда. Подменять в осуществлении своих прав и обязанностей государственные органы и учреждения КОГП " "данные изъяты"" не имеет права. Выявленные несоответствия дорожного полотна требованиям нормативных документов явилось последствием неисполнения своих обязанностей КОГКУ " "данные изъяты"" в части контроля за состоянием автодороги и обеспечения безопасности дорожного движения. КОГП " "данные изъяты"" в соответствии с контрактом выполняет работы только по содержанию автомобильных дорог, перечень, виды и объем работ перечислены в приложениях к контракту, все работы выполняются в строгом соответствии с контрактом. О необходимости выделения дополнительных объемов и средств для приведения в соответствие автодороги КОГП " "данные изъяты"" проинформировал заказчика. Обязанность КОГП " "данные изъяты"" по обеспечению безопасности дорожного движения госконтрактом от 19.12.14г. не предусмотрена.
На рассмотрение жалобы Олюшин В.В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Уржумскому району в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен.
При таком положении, на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Защитник Назаров А.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, а также дополнительные материалы, представленные защитником Назаровым А.Г., а также запрошенные из КОГКУ " "данные изъяты"", проверив доводы жалобы, заслушав защитника Назарова А.Г., прихожу к следующему.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.95г. "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. N1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как следует из содержания п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
В соответствии с п. 4.1. ГОСТ Р 50597-93 Дорожные знаки: Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.
Согласно п. 3.2.3 ГОСТ Р 50597-93 повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать значений, приведенных в таблице 6. (для группы дорог и улиц по их транспортно эксплуатационным характеристикам категории В глубина повреждений не более 10 см.
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, Ззаки и светофоры (условные обозначения - по таблице А.1 Приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Начальник "данные изъяты" дорожного участка "данные изъяты" ДУ N КОГП " "данные изъяты"" Олюшин В.В. признан виновным в том, что 9 июля 2015г. в 11 час. 00 мин. на 0 - 19 км. автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Уржум-Буйское" Уржумского района Кировской области, являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог и ремонт дорог общего пользования, допустил нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. N1090; п. 1.2.19. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис; гл. 4 п. 6.4.в, гл.4 п. 8.2 приказа N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" от 16 ноября 2012г.; п. 3.1.2, п.3.2.1, п.4.1. п.3.2.3. п.4.4. ГОСТ Р 50597-93, п.4.3, п.5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004г.; п.7.2 ГОСТ Р 52607-2006г.
Невыполнение обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в невыполнение обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушение условий содержания автомобильных дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а именно в ходе надзора выявлены недостатки с 0 км. по 19 км:
- на всем протяжении участка автодороги "Уржум-Буйское" разрушения покрытия проезжей части в виде выбоин с резко выраженными краями превышающие предельные размеры 15 см. (длина), 60 см. (ширина), 5 см. (глубина) затрудняющие движение транспортных средств;
- обочины, не отделенные от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.;
- дорожные знаки повреждены и закрыты ветками деревьев;
- повреждение грунтовой обочины превышающие допустимые размеры более 10 см.
Олюшин В.В. не принял мер на данном участке дороги по своевременному устранению разрушения покрытия проезжей части, повреждений обочин, восстановлению дорожных знаков, в результате чего создается угроза жизни и здоровью граждан.
Факт совершения Олюшиным В.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 12.34 КоАП РФ, предусмотренной для должностных лиц, с учетом того, что ранее Олюшин В.В. привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Вопреки доводам жалобы, Олюшин В.В., как должностное лицо, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку в соответствии с Приказом начальника "данные изъяты" ДУ N N 72/3 от 05.06.15г. Олюшин В.В. был назначен ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и своевременного выполнения работ в 2015 году по содержанию региональных и муниципальных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, согласно заключенного в 2014 году контракта на выполнение этих работ в Уржумском районе. В свою очередь, согласно пп. "б" п. 1.1 Государственного контракта N 2014.373987 от 19.12.14г. подрядчик (КОГП " "данные изъяты"") принял на себя обязательства по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, в том числе на автомобильной дороге Уржум-Буйское-граница Республики Марий Эл (приложение N 2 к государственному контракту).
Доводы жалобы о том, что административную ответственность должно нести КОГКУ " "данные изъяты"" не могут быть приняты во внимание в рамках настоящего дела об административном правонарушении. Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление и решение по делу об административном правонарушении не могут содержать выводов о виновности или не виновности лиц, в отношении которых производство по делу об административном правонарушении не ведется, поскольку это означало бы выход за пределы установленного статьей 26.1 названного Кодекса предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
Выполнение Уржумским дорожным участком ряда работ по содержанию автодороги "Уржум-Буйское-граница республики Марий Эл", в частности проведение работ по ямочному ремонту, замена дорожных знаков, выправка секций тросового ограждения, вырубка кустарниковой растительности, скашивание травы, проведенных до проверки сотрудниками ГИБДД, о чем указано в жалобе Олюшиным В.В., не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку материалами дела бесспорно подтверждено, что содержание указанной автомобильной дороги с многочисленными нарушениями не отвечает требованиям безопасности дорожного движения.
Такие нарушения, как наличие несанкционированных съездов с автодороги, неисправности бордюрного ограждения, недостатки дорожной разметки, исходя из текста постановления о назначении административного наказания, не вменяется Олюшину В.В., несмотря на наличие ссылок на нормативно правовые акты, регламентирующие данные вопросы.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждено наличие повреждений грунтовой обочины превышающей допустимые размеры более 10 см., о чем прямо указано в пп. 17, 24, 26, 27, 28, 30, 31 акта выявленных недостатков от 9.07.15г. Пункты же 14, 22, 37, 38, 39, 40 указанного акта, содержат иные недостатки, не связанные с повреждением грунтовой обочины.
Факт обращения Олюшина В.В. за выделением дополнительного финансирования на осуществление ремонта автомобильной дороги "Уржум-Буйское-граница Республики Марий Эл" не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку подобное обращение осуществлено только 8.07.15г., то есть накануне проведения проверки сотрудниками ГИБДД, более того, на основании его докладной записки был заключен государственный контракт N 0340200003315002326-0044953-01 от 27.10.15г., которым предусмотрен ремонт указанной автодороги.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Уржумскому району К. от 29 июля 2015 года, решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 21 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника "данные изъяты" дорожного участка "данные изъяты" ДУ N КОГП " "данные изъяты"" Олюшина В.В. оставить без изменения, жалобу Олюшина В.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Мосеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.