Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Галимовой P.M.
судей Жуковой Н.А., Аброськиной Е.А.
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства экологии Челябинской области на решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 28 июля 2015 года по иску Абдуллиной Н.С.к администрации г. Челябинска, Министерству экологии Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главному управлению Федерального казначейства по Челябинской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о включении в список и сводный список на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Абдуллиной Н.С. - Гадаевой О.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллина Н.С. обратилась в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска, Министерству экологии Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главному управлению Федерального казначейства по Челябинской области о признании незаконным отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 16 декабря 2014 года N ***в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности на администрацию г. Челябинска признать ее и ее семью из девяти человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий; поставить на учет, признать участником подпрограммы "Жилище"; обязать администрацию г. Челябинска включить её семью из пяти человек, состоящую из Абдуллиной Н.С, ее зятя - Тимофеева А.В., супруги внука - Низамовой Д.Р., правнука -Низамова А.Р., правнука Низамова А.Р., в реестр на получение субсидии и
предоставить реестр в Министерство экологии Челябинской области для включения в сводный список граждан - получателей субсидии; обязать Министерство экологии Челябинской области включить истицу и членов ее семьи из 5 человек в сводный список и за счет федерального бюджета предоставить ей на семью из пяти человек субсидию на приобретение жилья в соответствии с расчетной нормой в размере 90 кв.м, по 18 кв.м на каждого члена семьи, выдав жилищный сертификат в порядке очередности (л.д. 4-11 т.1).
В обоснование иска истец указала, что она является добровольно выехавшей из населенного пункта Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", что подтверждается удостоверением. Она проживает в составе семьи из девяти человек: своей дочери -Тимофеевой Н.А., зятя -Тимофеева А.В., внука - Низамова Р.А., внука Низамова Р.А., внучки -Тимофеевой И.А., супруги внука - Низамовой Д.Р., правнука - Низамова А.Р., правнука - Низамова А.Р., в жилом помещении по адресу: г. Челябинск, ул. ***, общей площадью 59,4 кв.м., данное жилое помещение находится в собственности 4 человек по 1/4доле в праве - ее дочери и троих внуков, оно было приобретено с использованием жилищного сертификата. На обращение в администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска она получила отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и во включении в программу "Жилище 2011 -2015", отказ полагает незаконным; в настоящее время эта администрация ликвидирована.
Истец Абдуллина Н.С. в суд не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Низамов Р.А. в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от исковых требований к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, настаивал на удовлетворении остальных требований.
Ответчики администрация г. Челябинска, администрация Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерство экологии Челябинской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены.
Третьи лица Тимофеева Н.А., действующая за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Тимофеевой И.А., Тимофеев А.В., Низамов РА., Низамова Д.Р., действующая за себя и своих малолетних детей Низамова А.Р., Низамова А.Р., представитель третьего лица Министерства социальных
отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены.
Определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 28 июля 2015 года принят отказ от иска Абдуллиной Н.С. в части требований к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, производство по гражданскому делу в этой части требований прекращено.
Суд постановилрешение, которым обязал администрацию г. Челябинска признать Абдуллину Н.С. и членов её семьи: Тимофееву
Н.А., Тимофеева А.В., Низамова Р.А., Низамова Р.А., Тимофееву И.А., Низамову Д.Р., Низамова А.Р., Низамова А.Р., нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признать Абдуллину Н.С. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, со включением в список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата в составе семьи из пяти человек, состоящую из Абдуллиной Н.С, Тимофеева А.В., Низамовой Д.Р., Низамова А.Р., Низамова А.Р.
Обязал Министерство экологии Челябинской области включить Абдуллину Н.С. в сводный список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", предоставить в порядке очередности государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным
законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, на семью из пяти человек, состоящую из Абдуллиной Н.С, Тимофеева А.В., Низамовой Д.Р., Низамова А.Р., Низамова А.Р., исходя из размера общей площади жилого помещения - 90 кв.м. при соблюдении условий правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 15 сентября 2015 года исправлены описки во вводной и резолютивной частях решения суда в части указания в резолютивной части фамилии, имени и отчества истца "АбдуллинуН.С." вместо ошибочно указанного "Исмагилову Н.Г.", в части указания во вводной части решения требований истца.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство экологии Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Министерство экологии Челябинской области не уполномочено включать
граждан в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, а проверяет учетные дела граждан-участников подпрограммы, однако суд возложил на него такую обязанность; ведение первичного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, находится в компетенции муниципального образования; таким гражданам гарантировано обеспечение жилой площадью один раз; жилое помещение по адресу: г.Челябинск, ул.***приобретено в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" Тимофеевой Н.А. 10 июня 2009 года в результате оформления и выдачи государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека: Тимофеева Н.А., Низамов Р.А., Низамов Р.А., Тимофеева И.А. При этом в силу п. 30 раздела 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или членам их семьи на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат им выдается только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную либо муниципальную собственность, что не было учтено судом первой инстанции.
Стороны, третьи лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией с обратными уведомлениями о вручении, истец Абдуллина Н.С. также извещена посредством смс-уведомления, в суд апелляционной инстанции не явились, истец и третьи лица Тимофеева Н.А., Тимофеев А.В., Низамов Р.А., Низамов Р.А., Низамова Д.Р. представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п.4ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, истец Абдуллина Н.С. является лицом, выехавшим добровольно из населенного пункта Муслюмово, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в связи с чем 03 апреля 2014 года ей было выдано удостоверение установленного образца (л.д. 14 т. 1).
Согласно удостоверению истец имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные п. 11 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 2014 году истец обратилась в администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска с заявлением о признании ее и членов ее семьи в составе 9 человек нуждающимися в улучшении жилищных условий и о признании ее в составе семьи из 5 человек участником подпрограммы "Жилище".
Письмом от 16 декабря 2014 года N ***и.о. главы администрации района в удовлетворении этих заявлений истца было отказано (л.д.73-77 т. 1).
В исковом заявлении истец просила суд признать указанный отказ администрации Тракторозаводского района г.Челябинска от 16 декабря 2014 года N ***незаконным.
Иных требований к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска истец не заявляла.
Истец в своем иске также просила возложить на администрацию города Челябинска и Министерство экологии Челябинской области обязанности по реализации ее требований, отклоненных в данном письменном ответе.
В суде первой инстанции представитель истицы Низамов Р.А., имеющий по нотариально удостоверенной доверенности от истца полномочия на отказ от исковых требований (л.д.74 т.2) отказался от исковых требований к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска и суд производство по указанным требованиям прекратил.
В решении суд рассмотрел только требования о возложении на остальных ответчиков обязанностей.
Таким образом, судом было прекращено производство по исковому требованию об оспаривании письменного отказа органа местного самоуправления в лице администрации Тракторозаводского района г.Челябинска от 16 декабря 2014 года N ***.
Определение суда о прекращении производства по делу в части сторонами не оспорено.
Судом не учтено, что в силу ст. 78 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из смысла статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
В силу ст.2 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные права. Гражданским процессуальным кодексом РФ (ст.ст.39,220) предусмотрено принятие отказа от иска либо полностью, либо в части, то есть от исковых требований.
Поскольку истец в лице своего представителя отказалась от оспаривания решения органа местного самоуправления, то оснований для разрешения остальных, вытекающих из этого требований исковых требований у суда не имелось, поскольку отсутствует предмет спора, а суд не является органом, полномочным ставить граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включать в списки участников подпрограммы "Жилище", выдавать жилищные сертификаты.
В связи с изложенным решение суда в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
При этом истец вправе вновь обратиться в орган местного самоуправления с аналогичными требованиями и в случае несогласия с принятым органом местного самоуправления решением оспорить его в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 28 июля 2015 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Абдуллиной Н.С.к администрации г. Челябинска, Министерству экологии Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главному управлению Федерального казначейства по Челябинской области о
признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о включении в список и сводный список на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.