Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Галимовой P.M.
судей Жуковой Н.А., Аброськиной Е.А.
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области, Абубекировой Ф.Р. на решение Пластского городского суда Челябинской области от 02 октября 2015 года по иску Абубекировой Ф.Р. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в городе Пласте Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения истца Абубекировой Ф.Р. и ее представителя - Горбенко СВ., представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области - Уваровой Е.П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абубекирова Ф.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Пласте Челябинской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Пласте) о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Пласте от 21 июля 2015 года N320129/15 в части отказа включить в специальный (льготный) стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды работы: с 20 января 1988 года по 02 января 1990 года в должности ***, с 03 января 1990 года по 12 апреля 1996 года в должности ***обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 21 апреля 2015 года.
В обоснование иска истец указала, 21 июля 2015 года решением
УПФР в г. Пласте ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку ее стаж недостаточен для назначения пенсии и составляет 23 года 1 месяц 21 день. Считает, что решение является незаконным и необоснованным. Указывает, что период ее работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года в должности ***подтверждается записью N 5 в трудовой книжке, архивной справкой N 23/а-198, которая содержит сведения из документов архивного фонда Папской районной больницы, архивной справкой N 25/А-16 от 05 апреля 2013 года, которая содержит аналогичные сведения, поэтому он должен быть включен в льготный стаж. В период с 03 января 1990 года по 12 апреля 1996 года она работала в должности ***который не относится к ведомству здравоохранения, однако это обстоятельство не препятствует включению указанного периода в льготный стаж в соответствии с п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Истец Абубекирова Ф.Р. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Пласте Уварова Е.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований. Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пласте Челябинской области включить в специальный стаж Абубекировой Ф.Р. для назначения досрочной страховой пенсии по старости период ее работы с 03 января 1990 года по 30 сентября 1993 года в должности ***" впоследствии переименованного в ***". В удовлетворении остальных исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в г. Пласте Челябинской области просит отменить решение суда в части, которой иск удовлетворен, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованность выводов суда о тождественности функциональных обязанностей по должностной инструкции ***, обязанностям профессии ***в учреждениях "детские сады, детские ясли, объединенные детские сады", поименованных в Перечне лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397; о том, что детские комбинаты наравне с детскими
яслями и детскими садами по своим функциям относятся к детским дошкольным учреждениям, так как истцом не предоставлено подтверждающих это обстоятельство документов; ***не предусмотрена в Перечнях.
В апелляционной жалобе истец Абубекирова Ф.Р. просит отменить решение суда в части, которой отказано в удовлетворении иска. Указывает что суд необоснованно не включил период работы с 01 октября 1993 года до 12 апреля 1996 года в специальный стаж истца, так как пунктом 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности в учреждениях (организациях), независимо от их ведомственной принадлежности, а в самом списке предусмотрен средний медицинский персонал, характер ее непрерывной работы после 01 октября 1993 года не изменился; период работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года в должности ***не включен в стаж необоснованно только из-за неправильности оформления записей в трудовой книжке, однако архивными справками подтвержден факт работы именно в этот период в указанной должности и у данного работодателя, здравпункт фабрики входил в состав Папской больницы, которая могла удостоверять записи в трудовой книжке.
В возражениях на апелляционную жалобу Абубекировой Ф.Р. ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пласте Челябинской области просит решение суда в части отказа Абубекировой Ф.Р. в удовлетворении исковых требований оставить без изменения, апелляционную жалобу Абубекировой Ф.Р. - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Указанным Списком не предусмотрены такие учреждения как "здравпункты", "детские комбинаты".
Не предусмотрены такие учреждения и действующими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной
и иной работой по охране здоровья населения", а также Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа за выслугу лет".
В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Однако до изменения законодательства в 1993 году действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которыми предусматривалось, что все ***, независимо от наименования должности, работающие в детских садах и детских яслях, объединенных садах-яслях, в здравпунктах имели право на получение пенсии за выслугу лет как работники здравоохранения.
С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Как следует из материалов дела, Абубекирова Ф.Р., ***года рождения, работала в периоды с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года в должности ***, с 03 января 1990 года по 12 апреля 1996 года в должности ***что следует из записей в ее трудовой книжке (л.д.13-17).
21 апреля 2015 года Абубекирова Ф.Р. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Пласте Челябинской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (л.д.31-33).
Решением ГУ УПФ РФ в г.Пласте Челябинской области от 21 июля 2015 года N 320129/15 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д.10).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 июля 2015 года N107 (л.д.11-12), страховой стаж Абубекировой Ф.Р. составляет 30 лет 06
месяцев 03 дня, специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии составляет 23 года 1 месяц 21 дн. В специальный трудовой стаж не учтены периоды спорные периоды работы, так как Списком должностей и учреждений от 06 сентября 1991 N464 и от 22 сентября 1999 N 1066, а также от 29 октября 2002 N 781 не предусмотрено такое наименование учреждения, как детский комбинат, документы об отнесении его к лечебным учреждениям заявителем не представлены; запись о приеме на работу в здравпункт отсутствует, не указано основание увольнения, печать организации отсутствует. В архивной справке N 25/А-16 от 05 апреля 2013 года указано: Абубекирову Ф. освободить в связи с переводом в здравпункт ФНМ со 02 января 1988 года и приказ N54 от 29 декабря 1990 года Абубекирову Ф. уволить переводом для работы на к/т Узбеккровля. Данные 0 приеме на работу отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж Абубекировой Ф.Р., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии период с 03 января 1990 года по 30 сентября 1993 года, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности ***
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы после 01 октября 1993 года, суд первой инстанции исходил из того, что с 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление СМ -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 годаN 1397.
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и истца о неправомерности включения периода работы с 03 января 1990 года по 30 сентября 1993 года в специальный стаж и отказа во включении в стаж последующего периода работы в этой должности и в этом учреждении - с 01 октября 1993 года по 12 апреля 1996 года соответственно, не состоятельны ввиду следующего.
Как правильно указал суд первой инстанции, на дату поступления
истца на работу в ***- 03 января 1990 года и в последующие годы работы до 30 сентября 1993 года действовало Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 N 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам, просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно разделу II "Врачи и другие медицинские работники" подраздел 1 к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям относил детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. При этом к медицинским работникам были отнесены медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
Функциональные обязанности истца в ***(как следует из должностной инструкции) ничем не отличались и были тождественны обязанностям профессии ***" в учреждениях "детские сады, детские ясли, объединенные детские сады", поименованных в вышеназванном Перечне. *** наравне с названными в Перечне детскими яслями, детскими садами по своим функциям относились к детским дошкольным учреждениям, а истец, работая в этом учреждении, осуществляла медицинскую деятельность, предусмотренную Перечнем учреждений и должностей.
Ссылка в жалобе ответчика на необоснованность выводов суда о тождественности функциональных обязанностей по должностной инструкции ***, обязанностям профессии ***в учреждениях "детские сады, детские ясли, объединенные детские сады", поименованных в Перечне лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397; на то, что***наравне с детскими яслями и детскими садами по своим функциям относятся к детским дошкольным учреждениям, так как истцом не предоставлено подтверждающих это обстоятельство документов; ***не предусмотрена в Перечнях, не состоятельна, так как данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в частности, Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Ссылка в жалобе истца на то, что пунктом 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности в учреждениях (организациях), независимо от их
ведомственной принадлежности, а в самом списке предусмотрен средний медицинский персонал, характер ее непрерывной работы после 01 октября 1993 года не изменился, не состоятельна, так как ни указанным постановлением, ни последующими постановлениями Правительства РФ, регулирующими порядок исчисления специального стажа для досрочного пенсионного обеспечения такие учреждения, как *** не предусмотрены. Списки наименований должностей и учреждений расширительному толкованию не подлежат, а право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, суд таким правом не наделен.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда в указанной части не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года, суд первой инстанции исходил из того, что в трудовой книжке истца имеется запись о переводе из *** без указания на приказ и с подписью председателя исполкома без печати организации, перевод подтвержден архивной справкой, однако увольнение истца из *** этой справкой не подтверждено, поэтому невозможно установить период работы истицы в должности *** в ***.
Указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в нарушение требований ст.ст. 2,12,56 ГПК РФ и постановлены без учета норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, судом не учтено, что запись о приеме истицы на работу 02 января 1988 года в ***соответствует требованиям п. 2.3 действующей в тот период Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 02 августа 1985 N252.
Само по себе то обстоятельство, что запись об увольнении сделана ненадлежащим должностным лицом без ссылки на приказ и печати работодателя, не может являться основанием к отказу во включении периода работы в специальный стаж, так как вины работника в неправильном заполнении трудовой книжки не имеется.
Факт увольнения истицы из этой фабрики путем перевода на *** подтвержден имеющейся в архиве справкой со ссылкой на приказ (л.д. 20) и последующей записью в трудовой книжке уже нового работодателя - этого комбината о приеме истицы, а также копией приказа N 4-к от 05 января 1990 года о приеме истицы с 03 января 1990 года в ***". При этом отсутствие в трудовой книжке подписи и указания должности того, кто внес эту запись о приеме также не свидетельствует об отсутствии факта работы истицы на этом комбинате с 03 января 1990 года, так как в архивной справке от 05 апреля 2013 года есть текст самого приказа за подписью директора предприятия (л.д.23).
Кроме того, судом включен в специальный стаж истицы следующий за работой на ***- с 03 января 1990 года.
В связи с изложенным вывод суда о невозможности установить период работы истицы в должности ***является неверным, опровергается письменными доказательствами.
Указанный вывод привел к вынесению неправильного решения в данной части. Апелляционная жалоба истца в данной части заслуживает внимания.
Поэтому решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периода работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года, поскольку наименование должности *** и учреждения - ***были предусмотрены действовавшим в указанный период Постановлением СМ СССР N 1397.
С учетом включенного судом периода работы и данного периода общая продолжительность специального стажа истца на момент обращения к ответчику составит 28 лет 10 мес. 19 дней (03 года 08 мес. 28 дней / с 03 января 1990 года по 30 сентября 1993 года/ + 02 года / с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года/ + 23 года 01 мес. 21 день другие зачтенные ответчиком периоды), что менее требуемых 30 лет, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло, в связи с чем решение суда в части отказа в признании права на досрочную пенсию с даты обращения к ответчику является законным, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пластского городского суда Челябинской области от 02 октября 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Абубекировой Ф.Р. о возложении на ГУ УПФ РФ в городе Пласте Челябинской области обязанности включить в специальный стаж периода работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года отменить и принять новое решение:
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области включить в специальный стаж Абубекировой Ф.Р. период работы с 02 января 1988 года по 02 января 1990 года.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Абубекировой Ф.Р., Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.