Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей Зюзюкина А.Н., Яковлева Д.В.,
при секретаре Власенко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбачевой А.Е. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилищных помещениях по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны, возложении обязанности на Жилищное управление департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств Федерального бюджета по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны
по апелляционной жалобе Горбачевой А.Е.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 8 сентября 2015г.
Заслушав доклад судьи Вахрамеевой Т.М., объяснения представителей: Горбачевой А.Е. - Михайлова Е.В., поддержавшего доводы жалобы, администрации г. Белгорода - Медведевой А.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Горбачева А.Е. - вдова участника Великой Отечественной войны получила отказ администрации г. Белгорода в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что представлены документы, которыми не подтверждается право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В исковом заявлении Горбачева А.Е. просила признать незаконным решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны от "дата"., возложить обязанность на Жилищное управление департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода включить ее в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета, по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны.
Решением суда в удовлетворении требований Горбачевой А.Е. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права о членах семьи собственника жилого помещения, неправильное определение судом обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, применительно к ч. 1 ст. 327, ст. 330 ГПК РФ не находит оснований для отмены решения суда.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Из содержания данного Указа также следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей (к которым относятся и вдовы) в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по Закону "О ветеранах".
Вместе с тем, Указ Президента Российской Федерации за N 714 от 07.05.2008 г. не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основе анализа изложенных правовых норм следует вывод, что необходимым условием для обеспечения членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Горбачева А.Е., "дата" рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ( "данные изъяты"). Постоянно проживает и зарегистрирована с "дата" в квартире "адрес" Общая площадь квартиры "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"). Собственниками квартиры по "данные изъяты" доли каждый являются: А.- дочь, Б. - внук, В. - внука, Г ... - правнук ( "данные изъяты"). В квартире из собственников не проживает Дорофеева В.Н., она проживает и является собственником N квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м., находящейся в том же доме ( "данные изъяты").
"дата" года Горбачева А.Е. обратилась в администрацию г. Белгорода с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Письмом от "дата" жилищного управления департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода Горбачевой А.Е. сообщено об отказе комиссией по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в удовлетворении заявления (в ответе имеется ссылка на протокол N10 заседания комиссии от 05.06.2015). Отказано по основаниям п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право Горбачевой А.Е. состоять на учете в качестве нуждающейся ( "данные изъяты").
Решение комиссии не оспаривалось. Разрешая требования истицы в порядке искового производства и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что истица не является нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, поскольку оно основано на верном толковании судом норм материального права, регулирующего заявленный спор.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 N132 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде" установлена учетная норма площади жилого помещения площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 15 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Истица проживает в жилом помещении общей площадью "данные изъяты"
В квартиру N истица вселилась (зарегистрирована) в "данные изъяты" году, подарив принадлежавшую ей на праве собственности квартиру N дочери А.
Проживает с семьей внука В.
Исследовав доказательства, анализ которых приведен в мотивировочной части решения, суд пришел к выводу о том, что истица и семья внука являются одной семьей, вопреки утверждению в апелляционной инстанции, что истица членом их семьи не является.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как признано судом первой инстанции, Горбачева А.Е. является членом семьи внука, будучи не только вселенной собственниками в квартиру, проживающей совместно с ними, тем более получающей уход, поскольку лицом, ухаживающим за Горбачевой А.Е. и получающим от государства выплату за уход является Г. "дата" ( "данные изъяты"). При подаче заявления в администрацию о постановке на жилищный учет волеизъявление Горбачевой А.Е. и всех членов семьи Г. В. Б. выражено в подписанном ими заявлении ( "данные изъяты").
Таким образом, как следует из материалов дела, истица вселена в спорное жилое помещение в качестве законного члена семьи собственников, в установленном законом порядке не признана бывшим членом семьи собственников, с которыми совместно проживает (внука, его жены, правнука) или утратившей право пользования жилым помещением, собственники жилого помещения каких-либо требований к бабушке не предъявляли, а их пояснения в качестве свидетелей о взаимоотношениях между ними не свидетельствуют о том, что между ними отсутствуют семейные отношения.
Более того, из взаимосвязи названных выше положений закона следует, что отсутствие ведения общего хозяйства и общего бюджета с собственником жилого помещения, на что ссылался в пояснениях Б.., не могут служить основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении.
Действительно, Дорофеева В.Н., хоть и является собственником "данные изъяты" доли квартиры N в доме по "адрес" в которой проживает Горбачева А.Е., но ей на праве собственности принадлежит другая квартира - N в том же доме, и в ней А. проживает, поэтому членом семьи А. в том смысле, который приведен в ст. 31 ЖК РФ, Горбачева А.Е. не является.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что принадлежащая жене внука В. недвижимость не может быть учтена при определении нуждаемости, то это мнение ошибочно.
Согласно положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Наличие у В. в собственности жилого дома, приобретенного по договору купли-продажи в "дата", подтверждается свидетельством о праве собственности ( "данные изъяты"). С учетом площади указанного жилого дома - "данные изъяты" кв.м., квартиры, в которой проживает Горбачева А.Е. - "данные изъяты"., оснований считать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Упомянутое в апелляционной жалобе определение Верховного Суда Российской Федерации N5-В11-4 от 11 мая 2011 года касается иных обстоятельств конкретного гражданского дела.
Таким образом, оснований для признания Горбачевой А.Е. нуждающейся в жилом помещении по п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не имеется, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истицы, превышает учетную норму, а поскольку у истицы отсутствует нуждаемость в жилом помещении, которое предоставляется в порядке ст. 21 Закона РФ "О ветеранах", заявленные ею требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 8 сентября 2015 г. по делу по заявлению Горбачевой А.Е. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилищных помещениях по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны, возложении обязанности на Жилищное управление департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств Федерального бюджета по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.