Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Зюзюкина А.Н., Богониной В.Н.,
при секретаре Долбня К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алейника "данные изъяты" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области об отказе во включении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе истца Алейника В.П.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 9 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., выслушав объяснения истца Алейника В.П. и его представителя Бочарова Б.В. (по ордеру адвоката), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области- Колесникова С.А. (по доверенности) по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Алейник В.П. проходил службу в органах внутренних дел с 3 марта 1989 г., начав службу в должности "данные изъяты"
На основании решения жилищно-бытовой комиссии УВД г. Белгорода (протокол N "данные изъяты" от 14 января 1999 г.) Алейник был включен в списки сотрудников УВД г. Белгорода, нуждающихся в получении жилой площади.
В связи с переводом в 2004 году на должность инспектора дорожно-патрульной службы 1-го батальона полка ДПС ГИБДД УВД Белгородской области, решением жилищно- бытовой комиссии УВД г. Белгорода (протокол N N от 24 декабря 2004 г.) Алейник был исключен из списка сотрудников УВД г. Белгорода, нуждающихся в получении жилой площади, а его учетное дело было направлено в УВД Белгородской области.
С 2001 года Алейник составом семьи 4 человека, включая его самого, жену, двоих детей, зарегистрирован по месту жительства в собственном доме, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенном по адресу: "адрес"
Приказом и.о. начальника УМВД России по Белгородской области от 16 сентября 2011 г. Алейник уволен со службы в органах внутренних дел по сокращению штатов.
19 января 2015 г. Алейник обратился в УМВД России по Белгородской области и просил сообщить, на какой стадии находится его заявление на улучшение жилищных условий.
Отвечая на обращение, УМВД России по Белгородской области в письме от 4 марта 2015 г. сообщило Алейнику о том, что с 2004 года он не обращался с заявлением о постановке на жилищный учет, в связи с чем, вопрос о постановке его на жилищный учет в УВД Белгородской области не рассматривался. По вопросу включения в списки очередников на улучшение жилищных условий ему было рекомендовано обратиться в жилищно-бытовую комиссию.
С таким заявлением Алейник обратился 26 марта 2015 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Белгородской области (протокол N N от 29 апреля 2015 г.) пенсионеру органов внутренних дел Алейнику отказано во включении в списки лиц, состоящих на жилищном учете в УМВД России по Белгородской области, по основаниям, предусмотренным подп. "б" пункта 26 утративших силу в 2006 году Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Белгороде (утв. постановлением главы администрации г. Белгорода от 29 июля 1994 г. N N), в связи с тем, что с 2001 г. Алейник проживает в Борисовском районе Белгородской области, а не в г. Белгороде.
Настоящее дело инициировано исковым заявлением Алейника к УМВД России по Белгородской области. Находя решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Белгородской области незаконным, не соответствующим Положению о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденному Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N N, части 2 статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Алейник просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Белгородской области от 29 апреля 2015 г. и обязать УМВД России по Белгородской области восстановить его в списке очередников на улучшение жилищных условий с 14 января 1999 г.
Дело рассмотрено судом по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Решением суда в удовлетворении заявления Алейника отказано.
В апелляционной жалобе Алейник просит решение отменить, сославшись на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно апелляционной жалобы возражений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Обжалуемое решение постановлено в судебном заседании 9 сентября 2015 г.
В деле имеется протокол судебного заседания от 9 сентября 2015 г., который с 4 страницы не имеет отношения к рассматриваемому делу: содержит объяснения лиц, которые не являются участниками по делу, показания свидетелей по обстоятельствам, не имеющим значение для правильного рассмотрения дела, сведения об оглашении письменных доказательств, которые в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует признать отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Допущенное судом первой инстанции нарушение в соответствии с пунктом "б" части 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, т.е. вне зависимости от доводов жалобы.
Разрешая спорный вопрос по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 10 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", действующему на момент возникновения спорных правоотношений, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 11).
Деятельность главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений определяется Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345 (далее- Положение).
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (пункт 3 Положения).
На основании пункта 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Положения).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (пункт 8 Положения).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 ст. 6).
Как следует из материалов дела, Алейник В.П. проходил службу в органах внутренних дел с 3 марта 1989 г., начав службу в должности "данные изъяты". 1 августа 1995 г. Алейник был переведен на должность "данные изъяты", 1 мая 1998 г. был назначен на должность "данные изъяты".
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД г. Белгорода (протокол N N от 14 января 1999 г.) Алейник включен в списки сотрудников УВД г. Белгорода, нуждающихся в получении жилой площади.
В связи с переводом 1 июля 2004 г. на должность "данные изъяты", решением жилищно- бытовой комиссии УВД г. Белгорода (протокол N N от 24 декабря 2004 г.) Алейник был исключен из списка сотрудников УВД г. Белгорода, нуждающихся в получении жилой площади, когда в силу пунктов 4, 7, 8 Положения этого не требовалось, а его учетное дело было направлено в УВД Белгородской области.
В нарушение пункта 20 Порядка, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N N, Алейник не был поставлен в известность о принятом решении об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилой площади.
Как следует из сопроводительного письма ЖБК УВД г. Белгорода от 24 декабря 2004 г. N N, учетное дело Алейника было направлено в УВД Белгородской области для постановки на жилищный учёт, что соответствует пункту 3 Положения. Вместе с тем, как следует из объяснений сторон и представленных письменных доказательств, при получении учётного дела УВД Белгородской области и его жилищно-бытовая комиссия бездействовали.
Поскольку учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территории Белгородской области, пенсионеров органов внутренних дел, уволенных со службы из подразделений МВД России, расположенных на территории Белгородской области, в силу пункта 3 Положения осуществляет УМВД России по Белгородской области, решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Белгородской области (протокол N N от 29 апреля 2015 г.), которым Алейнику отказано во включении в списки лиц, состоящих на жилищном учете в УМВД России по Белгородской области, в связи с тем, что с 2001 года он зарегистрирован по месту жительства в Борисовском районе Белгородской области, а не в г. Белгороде, является незаконным.
Ссылка жилищно-бытовой комиссии на подп. "б" пункта 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Белгороде, утвержденных постановлением главы администрации г. Белгорода от 29 июля 1994 г. N N, является безосновательной, поскольку в рассматриваемом случае действуют специальные нормы, установленные Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N N.
Исходя из указанного и положений пунктов 3, 4, 7, 8 Положения, части 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, Алейник подлежит восстановлению в списке сотрудников УВД Белгородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 г., с 14 января 1999 г.
Руководствуясь ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия-
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 9 сентября 2015 г. по делу по заявлению Алейника "данные изъяты" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области об отказе во включении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (протокол N N от 29 апреля 2015 г.) об отказе Алейнику "данные изъяты" во включении в списки сотрудников УВД по Белгородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 марта 2005 г.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации восстановить Алейника "данные изъяты" в списке сотрудников УВД по Белгородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 марта 2005 г., с 14 января 1999 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.