Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Зюзюкина А.Н., Богониной В.Н.,
при секретаре Власенко П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панариной "данные изъяты", Полунина "данные изъяты" к администрации Губкинского городского округа, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета
по апелляционной жалобе истцов Панариной Н.И., Полунина С.В.
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 21 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Губкинского городского округа Белгородской области- Дрожжиной Е.А. (по доверенности), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Панарина Н.И. с 1993 года состоит в администрации Губкинского городского округа Белгородской области на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включена в общий областной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. с даты установления ей "данные изъяты" группы инвалидности по общему заболеванию- 10 декабря 2001 г..
С 1997 года Панарина Н.И. с дочерью "данные изъяты" года рождения, проживала в общежитии по адресу: Белгородская обл., "адрес"
В связи признанием здания общежития аварийным и подлежащим сносу, Панариной Н.И. и её дочери предоставлена однокомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес"
По договору на передачу в собственность граждан квартир в Белгородской области от 15 марта 2010 г. упомянутая однокомнатная квартира передана Панариной Н.И. и её дочери "данные изъяты" в общую долевую собственность.
3 апреля 2014 г. Панарина Н.И. подарила дочери принадлежащую ей 1/ 2 доли в праве собственности на квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ Панарина Н.И. зарегистрировала брак с Полуниным С.В., ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Валерия.
С учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Панарина Н.И. не была снята, продолжает находиться на таком учете с 1993 года уже составом семьи 3 человека.
Полунин С.В. является инвалидом с детства.
Заболевания, которыми страдают Панарина и Полунин, входят в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817.
Заболевание Панариной входит в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С апреля 2014 года семья Панариной- Полунина проживает в комнате площадью "данные изъяты" кв.м бывшего общежития по адресу: "адрес", которую приобрели по договору купли-продажи.
Другие лица, не являющиеся членами их семьи, в указанном жилом помещении не проживают.
Панарина неоднократно обращалась в местную администрацию по вопросу обеспечения жилым помещением по договору социального найма. Ей разъяснялось о том, что мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий ей будет предоставлена в порядке очередности по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.
Настоящее дело инициировано исковым заявлением Панариной Н.И. и Полунина С.В. к администрации Губкинского городского округа и Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области.
Ссылаясь на длительность нахождения в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидность, право на дополнительную жилую площадь и право на внеочередное предоставление жилья, истцы просили обязать ответчиков предоставить каждому из них в отдельности меру социальной поддержки в обеспечении жильём за счет средств федерального бюджета в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, прося о предоставлении субсидии.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и поступивших относительно жалобы возражений, заслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного решения.
Рассматривая дело и разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 ст. 17, статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления правительства Белгородской области от 28 марта 2006 г. N 52-пп "О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и исходил из того, что нормативными правовыми актами не предусмотрено право инвалида на внеочередное получение субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность, и что Панарина может получить субсидию в порядке очередности. Что касается Полунина С.В., то он не вправе требовать предоставления субсидии, т.к. не состоит на учете инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Судебная коллегия находит выводы и суждения суда первой инстанции правильными, т.к. они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно части 2 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
В соответствии с частью 2 ст. 28.2 указанного Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).
Во исполнение предписаний федерального законодателя правительство Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года N 52-пп утвердило порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, согласно которому органы местного самоуправления ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируют списки нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области.
Управление социальной защиты населения области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований, формирует по категориям сводные списки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и направляет их на утверждение в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
Списки формируются в хронологической последовательности согласно дате постановки на учет.
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области утверждает сводные списки и ежегодно направляет их в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для последующего определения совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации объемов субвенций из федерального бюджета на очередной год.
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области представляет в департамент финансов и бюджетной политики области заявку о финансировании приобретения жилья, сформированную на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки.
Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представленной заявки о финансировании перечисляет средства федерального бюджета с единого счета бюджета на лицевой счет департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области.
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области с лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области, производит перечисления субвенции в доход бюджета соответствующего муниципального образования для финансирования.
Органы местного самоуправления обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма. По желанию граждан на основании соглашения, заключенного между гражданином и органом местного самоуправления, может предоставляться за счет бюджетных средств Российской Федерации безвозмездная субсидия для приобретения или строительства жилых помещений.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что в нормативных правовых актах право инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 1 января 2005 г., на внеочередное получение субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на длительное нахождение в очереди, инвалидность и наличие у Панариной тяжелой формы психического заболевания, не указывают на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения субсидии.
Других доводов жалоба не содержит.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 21 сентября 2015 г. по делу по иску Панариной "данные изъяты", Полунина "данные изъяты" к администрации Губкинского городского округа, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Панариной Н.И., Полунина С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.