Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Богданова А.П., Маслова А.К.
при секретаре Долбня К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабенко О.А., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М. к ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам Бабенко О.А., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М. и представителя Бабенко О.А. - Бабенко Н.Н.
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 17 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения Бабенко О.А., его представителя Бабенко Н.Н., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М., представителей истцов - Пашковой А.А. и Вавилова В.Н., поддержавших доводы жалоб, представителей ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" - Чаплыгина С.Б., Михайловой И.Н., Михневой Л.Г., Череповской И.Я., Оганисян А.Ф., просивших об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
установила:
Бабенко О.А., Авилов Ю.В., Кожевин А.И., Мерцалов С.Н., Астапов Г.М., занимающие должности "данные изъяты" ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница", обратились в суд с исками к работодателю, в которых, после уточнения требований, просили обязать ответчика установить каждому из них коэффициент сложности в размере "данные изъяты" % надбавки к должностному окладу с 01 декабря 2014 г.; взыскать с ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" в пользу каждого их них невыплаченную заработную плату за период с 01 декабря 2014 г. по 01 июня 2015 г. в сумме "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., соответственно; компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату в размере "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб., соответственно, компенсацию морального вреда по "данные изъяты" руб. каждому.
Исковые требования мотивированы тем, что с 01 декабря 2014 г. при начислении заработной платы Бабенко О.А., Авилову Ю.В., Кожевину А.И., Мерцалову С.Н., Астапову Г.М. был снижен коэффициент сложности работы "данные изъяты" с "данные изъяты" до "данные изъяты" без предупреждения об изменениях в оплате труда. Установленный трудовым законодательством порядок изменения размера заработной платы ответчиком не был соблюден. Их семьи были лишены в достаточной мере дохода, на который они рассчитывали, действиями стороны ответчика им были принесены волнения и переживания. На неоднократные обращения к руководству больницы никаких мер для восстановления нарушенных трудовых прав предпринято не было. Считают, что каждому из них причинен моральный вред, который выразился в ощущении растерянности, унижения от беззакония руководства.
Определением суда от 04 августа 2015 г. гражданские дела по искам Бабенко О.А., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М. объединены в одно производство.
В судебном заседании представители ответчика исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Решением суда иск отклонен.
В апелляционных жалобах все истцы и представитель Бабенко О.А. - Бабенко Н.Н. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобах, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобах, у суда в этом деле не имеется.
Заработная плата, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается; запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Как было указано выше, согласно части 1 статьи 129 ТК РФ, в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. N 211 "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений" предоставлено право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.
Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок.
Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.
В судебном заседании установлено, что до 01 декабря 2014 г. заработная плата истцов устанавливалась в соответствии с трудовыми договорами.
Согласно трудовым договорам, заключенным с истцами, им установлена заработная плата, складывающаяся из базового оклада, коэффициента специфики, коэффициента квалификации (образования) и коэффициента стимулирующего характера.
Приказом главного врача ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" N "данные изъяты" от 10 января 2014 г. с 01 января по 31 декабря 2014 г. установлены коэффициенты сложности и коэффициенты управления работникам больницы. Как следует из приложения к приказу, "данные изъяты" Бабенко О.А., Авилову Ю.В., Кожевину А.И., Мерцалову С.Н., Астапову Г.М. установлен коэффициент сложности "данные изъяты".
В соответствии с Уставом ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" Учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Финансирование деятельности Учреждения осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Учредителем имущества Учреждения является Белгородская область.
Оплата труда "данные изъяты" ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница", как и других работников больницы, производится на основании Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений здравоохранения Белгородской области N 112-пп от 29 марта 2010 г., Коллективного договора, принятого на собрании трудового коллектива больницы 20 декабря 2012 г., Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном, местных уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г.
Помимо базового оклада работникам производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о чем свидетельствует раздел 3 Положения об отраслевой системе оплаты труда, приведенного выше. Коэффициент сложности относится к выплатам стимулирующего характера, выплата по которым не носит обязательный характер. Указанный коэффициент начисляется работникам к базовой ставке в зависимости от интенсивности, продолжительности работы, трудоемкости, за высокие результаты работы, работы, выполненные вне рабочего времени в условиях ненормированного рабочего дня.
Согласно разделу "Коэффициенты стимулирующего характера", коэффициент сложности (Ксл) устанавливается приказом главного врача при согласовании с профсоюзным комитетом, выплачивается врачам, средним медицинским работникам, младшему медицинскому и прочему персоналу по результатам индивидуальной нагрузки и на основании количественных и качественных показателей работы. Основанием для его снятия является также приказ главного врача.
Следовательно, на правоотношения сторон, возникшие по результатам работы истцов распространяет свое действие Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница", утвержденное главным врачом Учреждения 20 декабря 2012 г. и Коллективный договор, принятый на собрании трудового коллектива ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" 20 декабря 2012 г. Производство выплаты стимулирующего характера поставлено в зависимость от состояния фонда оплаты труда.
В рамках исполнения постановления Правительства Белгородской области N 428-пп от 01 декабря 2014 г. "Об утверждении базовых окладов (ставок) заработной платы работников учреждений здравоохранения Белгородской области и о внесении изменений в некоторые постановления Белгородской области" в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. N 68-пп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Белгородской области", пунктов 1.1, 1.4 приказа департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области N 2875 от 08 декабря 2014 г. "Об утверждении базовых окладов (ставок) заработной платы работников медицинских организаций", с 01 декабря 2014 г. администрацией Большетроицкой районной больницы увеличен размер базовых окладов, а также внесены корректировки в выплату стимулирующего характера в пределах утвержденного фонда оплаты труда по отрасли с учетом достижения каждым работником утвержденных показателей эффективности деятельности организации в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Основные положения постановления Правительства Белгородской области от 01 декабря 2014 г. N 428-пп и приказа департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 08 декабря 2014 г. N 2875 работодателем доведены до сведения всех медицинских работников больницы, в том числе "данные изъяты" на заседании расширенной конференции с обращением внимания на то, что проводимое повышение базовых окладов не предусматривало повышение утвержденного фонда оплаты труда, изменялась структура начисления заработной платы в части увеличения доли базового оклада в общем объеме заработной платы, гарантирующие большую социальную защищенность работников.
Доводы жалоб относительно несоблюдения двухмесячного уведомительного срока в соответствии со статьей 74 ТК РФ не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку принятие работодателем решений об изменении размера выплат стимулирующего характера не связано с изменениями организационных или технологических условий труда работников.
Приказом главного врача ОГБУЗ N "данные изъяты" от 22 декабря 2014 г. с 01 декабря 2014 г. установлен новый коэффициент сложности работникам больницы, размер которого снижен всему персоналу больницы. Вместе с тем снижение величины коэффициента сложности не привело к уменьшению реально выплаченных денежных средств данной категории работников во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и постановления Правительства области от 25 февраля 2013 г. N 68-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты"). В соответствии с принятыми мерами по увеличению заработной платы работников больницы фактическая среднемесячная заработная плата возросла на "данные изъяты" % за первое полугодие 2015 г. В случае оставления коэффициента сложности в прежнем размере, на чем настаивают истцы, при условии повышения окладов, согласно постановлению Правительства области от 01 декабря 2014 г. N 428-пп, фонд оплаты труда больницы на "данные изъяты" руб. превысит установленный лимит фонда оплаты труда.
Являются неубедительными доводы жалоб о возможности у работодателя выплаты коэффициента сложности в размере "данные изъяты" % с учетом наличия экономии за 2014 г. на начало 2015 г. В этой связи заслуживает внимание заявление ответчика об обязанности выплаты коэффициента сложности не только работникам скорой медицинской помощи, но также аванса и заработной платы другим работникам Учреждения, являющегося бюджетным, и имеющим право оставления на расчетном счете необходимого количества денежных средств на нужды Учреждения до начала открытия нового бюджетного периода.
По утверждению истцов, из полученной информации о поступлении и расходовании средств ОМС по лечебному учреждению за первое полугодие 2015 г. известно о наличии остатка между поступившими и израсходованными средствами в размере "данные изъяты" руб., за счет которых также возможно было выплатить коэффициент сложности в прежнем (большем) размере. Однако данная сумма подлежала расходованию лечебным учреждением по обязательствам перед поставщиками за услуги, перечисленные в смете доходов и расходов, в частности, связи, отопления, электроэнергии, водопотребления, водоотвода, медикаменты и др.
29 января 2015 г. на собрании работников отделения скорой медицинской помощи дополнительно объявили о причинах уменьшения стимулирующих выплат. В рамках исполнения приказа Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167п "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", направленного на совершенствование системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях" администрация больницы разработала и согласовала с профсоюзным комитетом новый вариант трудового договора, в котором не содержится каких-либо дискриминационных мер, ухудшающих положение работников. Начальник отдела кадров на собрании довел до сведения работников больницы о необходимости перехода на "эффективный контракт", вручив уведомления об изменении определенных сторонами условий труда, которые подписали истцы Бабенко О.А. и Астапов Г.М., не изъявили такого желания истцы Мерцалов С.Н., Кожевин А.И., Авилов Ю.В.
"данные изъяты", как медицинским работникам, установлена 39 часовая неделя, дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней за работу с вредными условиями труда и 3 календарных дня за особый характер работы.
Ссылки истцов на Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения", где фигурирует надбавка за непрерывный стаж работы медицинских работников скорой помощи, порядок установления которой предусмотрен был Положением об оплате труда работников здравоохранения от 15 октября 1999 г. N 377, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, являются необоснованными.
Приведенное Положение утратило силу с 01 декабря 2008 г. в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2008 г. N 598 "О признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации ... " в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти".
На основании статьи 135 ТК РФ, Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждения Белгородской области N 251-пп от 30 ноября 2006 г., Положения о выплатах стимулирующего характера ОГБУЗ на правоотношения сторон в конкретном случае распространяет свое действие Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница", утвержденное главным врачом, а также Коллективный договор, принятый на собрании трудового коллектива больницы от 20 декабря 2012 г., производство выплат стимулирующего характера поставлено в зависимость от фонда оплаты труда.
Вопреки доводам жалоб, с учетом анализа вышеприведенных норм, локальных нормативных актов, нарушений трудовых прав истцов, в том числе, изменения размера коэффициента сложности работодателем не допущено. Изменения условий оплаты, определенных трудовыми договорами, не ухудшены в сравнении с теми, что имели место быть до вступления в силу постановления Правительства Белгородской области N 428 пп от 01 декабря 2014 г. и приказа департамента здравоохранения и социальной защиты населения области от 08 декабря 2014 г. N 2875.
Как следует из протокола заседания тарификационной комиссии ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" от 13 декабря 2014 г., комиссия приняла решение привести тарификационные списки работников в соответствие с постановлением Правительства области с 01 декабря 2014 г. N 428-пп; обеспечить перерасчет базовых ставок с 01 декабря 2014 г. и своевременную выплату заработной платы; производить выплаты стимулирующего характера с учетом принятого постановления Правительства области и дифференцированного подхода к оплате труда различных категорий работников, утвержденных показателей эффективности деятельности организации в пределах утвержденного фонда оплаты труда. На заседании тарификационной комиссии присутствовала член совета - "данные изъяты" А.М.И.
Приказом главного врача ОГБУЗ N "данные изъяты" от 22 декабря 2014 г. с 01 по 31 декабря 2014 г. установлены коэффициенты сложности работникам больницы. Как следует из приложения к приказу, "данные изъяты" Бабенко О.А., Авилову Ю.В., Кожевину А.И., Мерцалову С.Н., Астапову Г.М. установлен коэффициент сложности "данные изъяты".
Аналогичный коэффициент сложности в отношении истцов установлен приказом главного врача Учреждения N "данные изъяты" от 13 января 2015 г. с 01 января по 31 декабря 2015 г.
Как пояснял представитель ответчика, администрация ЛПУ обязана внести корректировки в показатели и критерии эффективности деятельности структурных подразделений организации на основании пункта 1.5 приказа департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области N "данные изъяты" от 08 декабря 2014 г., приведенного выше. Поскольку коэффициент качества для отделения скорой медицинской помощи остался неизменным, возникла необходимость снижения коэффициента сложности, что не привело к снижению уровня заработной платы сотрудников отделения скорой медицинской помощи.
Не установив неправомерных действий ответчика в отношении истцов, суд правомерно отклонил требования о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы апелляционных жалоб судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения. Приведенные в жалобе доводы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны исковым требованиям и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение является законным, обоснованным, соответствует требованиям статей 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем оснований к его отмене или изменению, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 17 сентября 2015 г. по делу по иску Бабенко О.А., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М. к ОГБУЗ "Большетроицкая районная больница" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционные жалобы Бабенко О.А., Авилова Ю.В., Кожевина А.И., Мерцалова С.Н., Астапова Г.М. и представителя Бабенко О.А. - Бабенко Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.