Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Плехановой Н.А.
судей Петуховой М.Ю., Анохиной А.В.
при секретаре Герасиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Ушакова П.П.
на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 14 сентября 2015 года по иску Ушакова П.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
установила:
Ушаков П.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.о. Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее по тексту УПФ РФ в г.о. Иванове) о защите пенсионного права, мотивировав требования тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ... году ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работ в районах Крайнего Севера ... лет ... месяцев ... дня при требуемом стаже 15 лет, страховой стаж составил ... год ... месяцев ... дней при требуемом 25 лет. Данное решение истец считает незаконным, поскольку, по его мнению, в специальный стаж необоснованно не включены периоды работы в районах Крайнего Севера: с ... года по ... года; с ... года по ... года; с ... года по ... года - время отбывания исправительных работ. Ушаков П.П. просил суд обязать ответчика включить в стаж вышеуказанные периоды, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента его первоначального обращения ... года.
Решением суда исковые требования Ушакова П.П. удовлетворены частично. В общий трудовой стаж истца включен период отбывания исправительных работ с ... года по ... года. В остальной части иска отказано.
С решением не согласен Ушаков П.П., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное, основанное на неправильном применении судом норм материального права, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений в части включения периодов отбывания наказания в виде исправительных работ в трудовой стаж, и вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из изложенных в жалобе доводов, выслушав Ушакова П.П. и его представителя адвоката Барсукова Г.Е., поддержавших жалобу, представителя УПФ РФ в г.о. Иванове по доверенности Мишагину Е.Ю., возражавшую на жалобу, судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с п.6 ст.32 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1 ст.10). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.1 ст.13).
В утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий в разделе II "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж" указано, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.6).
Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.
Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
При разрешении спора судом правомерно учтено, что впервые положения ч.4 ст.94 ИТК РСФСР, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 года - даты официального опубликования названного Закона.
Таким образом, согласно требованиям ранее действовавшего законодательства при отсутствии определения суда, вынесенного в порядке ст.368 УПК РСФСР, период отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ по месту работы до 21 июля 1992 года не подлежал включению в общий и непрерывный трудовой стаж независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование.
Из представленных в дело доказательств следует, что Ушаков П.П. для решения вопроса о включении периодов отбывания наказания в виде исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке ст.368 УПК РСФСР в суд не обращался.
Исследовав представленные доказательства, правильно применив нормы материального права, ссылки на которые имеются в мотивировочной части решения, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к включению в общий трудовой стаж Ушакова П.П. периодов отбывания наказания в виде исправительных работ с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, и удовлетворении иска только в части включения в общий трудовой стаж периода отбывания наказания в виде исправительных работ с ... года по ... года.
Поскольку требование о назначении истцу страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, производно от требований о включении в общий трудовой стаж оспариваемых периодов, судом также правомерно было отказано в его удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения в данном случае редакции ст.94 ИТК РСФСР с учетом изменений, внесенных Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, и с учетом положений ч.2 ст.6 Уголовного кодекса РСФСР, устанавливающей, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку являются неверным толкованием норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Ивановской области от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова П.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.