Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И., с участием прокурора Болдоевой Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России к Мункуеву Б.Л. о выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
по апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2015 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Мунуева Б.Л., представителя Мункуева Б.Л. - Игумнову Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, просило обязать Мункуева Б.Л. освободить жилое помещение - квартиру по адресу: " ... " и снять его с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что жилой дом по адресу: " ... " является федеральной собственностью, находился на праве оперативного управления у ГУ "Кяхтинская КЭЧ района" Минобороны России. В соответствии с приказом от 17.12.2010г. N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ГУ "Кяхтинская КЭЧ района" реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Имущество ГУ "Кяхтинская КЭЧ района" передано по передаточному акту от 01.04.2011г. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Дом N " ... " по ул. " ... " находится в полуразрушенном состоянии после пожара. Ответчик занимает спорное жилое помещение на основании договора найма служебного помещения, заключенного в 2008г., предоставлено в связи с трудовыми отношениями, которые прекращены в 2010г., потому договор найма служебного жилья также должен быть прекращен. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил признать Мункуева Б.Л. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: " ... ", выселить Мункуева Б.Л. из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, обязать Управление ФМС по РБ снять его с регистрационного учета.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил признать Мункуева Б.Л. утратившим право пользования жилым помещением, выселить его из жилого помещения, обязать УФМС России по РБ снять его с регистрационного учета в жилом помещении.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России Жмыхова А.А. поддержала уточненные исковые требования.
Мункуев Б.Л. исковые требования не признал, пояснив суду, что жилое помещение было ему предоставлено в связи с трудовыми отношениями в Кяхтинской КЭЧ, где он проработал до момента реорганизации более 10 лет, после чего перешел работать в " ... ", также подведомственное Министерству обороны РФ. Полагал, что проживает в спорном жилом помещении на законных основаниях.
Представители УФМС России по РБ, ФГКУ "Востокрегионжилье" в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
Обжалуемым решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ответчик занимает спорное жилое помещение на условиях типового договора найма служебного жилого помещения. Данная квартира была предоставлена Мункуеву Б.Л. во временное пользование на период трудовых отношений с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих". В настоящее время Мункуев не проходит военную службу и не работает в организации, подведомственной Министерству обороны РФ. Незаконное пользование и регистрация ответчика в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, существенным образом ограничивает права владения, пользования и распоряжения жилым помещением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мункуев Б.Л. и его представитель Игумнова Т.Н. возражали против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Прокурор Болдоева Э.В., давая заключение по делу, указала, что мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении иска, являются неверными, однако в связи с отсутствием предмета спора в удовлетворении требований следует отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика и его представителя, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу, что решение принято с существенным нарушением норм материального права, потому подлежит отмене.
Как видно из материалов дела Мункуев Б.Л. с ... по ... состоял в трудовых отношениях с Кяхтинской КЭЧ МО РФ.
04.05.2008г. между Кяхтинской КЭЧ района и Мункуевым Б.Л. был заключен договора найма служебного помещения по адресу: " ... " Однако регистрация ответчика по месту жительства по указанному адресу была произведена ранее - 19.08.2005г.
Какие-либо доказательства того, что квартира была предоставлена Мункуеву ранее этого срока, в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Статус квартиры как служебной на момент вселения в нее ответчика (2005г.) подтверждается имеющимися в деле доказательствами: архивными выписками Администрации МО "Кяхтинский район", из которых следует, что квартира была отнесена к числу служебных на основании постановления Кяхтинской городской администрации N86 от 09.06.1995г. на основании письма командования Кяхтинского гарнизона, статус "служебная" был также установлен Постановлением администрации г.Кяхта N138 от 16.12.2003г., вынесенного на основании представления Кяхтинской КЭЧ района от 15.12.2003г.
При этом, оценивая представленные ответчиком акты органа местного самоуправления (Постановления Администрации МО "г. Кяхта" N263 от 30.12.2009г.,
N21 от 08.02.2010г., N207 от 05.08.20011г., N238 от 13.09.2011г., N239 от 13.09.2011г.), которыми были отменены Постановления Администрации города Кяхта "О присвоении статуса "служебная" квартирам КЭЧ Кяхтинского района, вынесенные до вступления в силу ЖК РФ, - в связи с тем, что КЭЧ Кяхтинского района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в качестве служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, судебная коллегия приходит к выводу, что они в соответствии со ст.13 ГК РФ не подлежат применению, поскольку вынесены с нарушением закона.
В данном случае отнесение жилого помещения к числу служебных было произведено в 2003г. в порядке, установленном ЖК РСФСР, действовавшим до 2005г.
В силу ч.2 ст.92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
С учетом того, что спорная квартира относится к жилому фонду Минобороны РФ, является федеральной собственностью решение по вопросу исключения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, могло быть принято только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление таким фондом.
Таким образом, Администрации МО "город Кяхта" не могла самостоятельно разрешить вопрос об изменении статуса жилого помещения, управление которым им не осуществлялось. Надлежащим органом решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие договора, с 19.08.2005г. у Мункуева с Кяхтинской КЭЧ района возникли правоотношения по договору найма служебного жилья, которые были в последующем оформлены соответствующим договором от 04.05.2008г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР, согласно которой без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Однако указанная норма не подлежит применению при разрешении настоящего спора, поскольку суд не учел, что правоотношения по договору найма служебного жилья возникли в августе 2005г., когда вступил в силу Жилищный Кодекс РФ (с 01.03.2005г.).
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
При установленных обстоятельствах вселения в жилое помещение после введения в силу ЖК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что льгота, установленная ст.13 Вводного Закона, ст.108 ЖК РСФСР на Мункуева не распространяется.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных норм закона судебная коллегия приходит к выводу, что право пользования Мункуевым Б.Л. жилым помещением по адресу: " ... " прекратилось после прекращения трудовых отношений с Кяхтинской КЭЧ района (с 02.11.2010г.).
Доводы Мункуева о том, что он продолжает работать в организации, подведомственной Минобороны РФ, во внимание быть приняты не могут, поскольку ОАО " ... "", в которой работает ответчик, является коммерческой организацией, правопреемником Кяхтинской КЭЧ района не является, взаимоотношения данной организации с Министерством обороны оформлены государственным контрактом от 1.11.2012г. и являются гражданско-правовыми.
В соответствии с приказом от 17.12.2010г. N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ГУ "Кяхтинская КЭЧ района" реорганизована путем присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, которое и является правопреемником ГУ "Кяхтинская КЭЧ района". Однако с данным юридическим лицом Мункуев в трудовых правоотношениях не состоит.
Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
С учетом изложенного требование истца о выселении Мункуева Б.Л. из спорного жилого помещения также подлежит удовлетворению.
Основания для удовлетворения требований о снятии Мункуева Б.Л. с регистрационного учета судебная коллегия не усматриваемт, поскольку согласно п. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, следует, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 июня 2015 года отменить, принять новое решение.
Исковые требования ФГБУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Мункуеву Б.Л. удовлетворить частично.
Признать прекращенным право пользования Мункуева Б.Л. жилым помещением, расположенным по адресу: " ... "
Выселить Мункуева Б.Л. из жилого помещения, расположенного по адресу: " ... "
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.