Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Никифоровой Л.Г. о признании действий Администрации МО ГП "Северомуйское" незаконными
по апелляционной жалобе Администрации МО ГП "Северомуйское" на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2015 г., которым постановлено:
Заявление Никифоровой Л.Г. о признании действия Администрации МО ГП "Северомуйское" незаконным удовлетворить.
Признать действия Администрации МО ГП "Северомуйское", направленные на истребование у Никифоровой Л.Г. документов в соответствии с п. 45 Постановления Правительства РФ 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", принятое в связи с этим решение, незаконными.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никифорова Л.Г. обратилась в суд с заявлением о признании действий Администрации МО ГП "Северомуйское" по истребованию от заявителя документов в соответствии с п. 45 Постановления Правительства РФ 28.01.2006г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и принятого в связи с этим решения незаконными.
В обоснование требований заявитель указала, что обратилась в межведомственную комиссию при Администрации МО ГП "Северомуйское" о признании ее квартиры непригодной для проживания (аварийной), жилого дома - подлежащим сносу. В ответ на ее обращение Администрацией МО ГП "Северомуйское" было направлено письмо о необходимости предоставления в комиссию документов в соответствии с п.45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. N47. Полагая, что данные действия являются незаконными, обратилась в суд.
В судебное заседание Никифорова Л.Г. не явилась, извещена была надлежащим образом. Представитель Никифоровой Л.Г. по доверенности Телков Л.С. поддержал доводы заявления, указав, что предоставление требуемых документов является правом, а не обязанностью заявителя.
Представитель Администрации МО ГП "Северомуйское" Гершенович О.С. просила отказать в удовлетворении заявления.
Обжалуемым решением заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация МО ГП "Северомуйское" просит отменить решение суда, принять новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения
Из материалов дела следует, что Никифорова Л.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: " ... " на основании договора о безвозмездной передаче в собственность граждан жилых помещений от 14.12.2012г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2013г.
12.04.2015г. Никифоровой Л.Г. главой Администрации МО ГП "Северомуйское" было направлено письмо о невозможности признания жилого помещения непригодным для проживания в связи с отсутствием оснований, указанных в действующем законодательстве и нарушением п.45 Постановления Правительства РФ N47, отсутствием документов, в том числе заключения специализированной организации.
Согласно ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, создаваемая в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления, в состав которой входят представители этого органа, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом пункт 45(2) Положения предоставляет комиссии право на получение самостоятельно сведений о собственниках жилых помещений, технического паспорта жилого помещения, заключения органов государственного надзора о техническом состоянии дома в электронной форме путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с п.44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что приложение к заявлению документов, указанных в п.45 Положения, является правом, а не обязанностью заявителя - собственника жилого помещения, поскольку все документы, в том числе правоустанавливающие, а также заключения специализированных организаций, должны быть получены межведомственной комиссией в ходе проведения мероприятий по оценке пригодности жилья для проживания.
Орган местного самоуправления обязан был созвать межведомственную комиссию и провести обследование дома, в котором проживает заявитель, истребовав все необходимые для этого документы и заключения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности отказа Администрации МО ГП "Северомуйское" в рассмотрении заявления Никифоровой Л.Г. о признании ее квартиры непригодной для проживания.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было, потому основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.