Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" город Дальнегорска" Ветровой Н.А. на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 16 июля 2015 года, вынесенное в отношении должностного лица - заведующей МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветровой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
21 мая 2015 года заместителем прокурора города Дальнегорска Малышевым А.Е. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - заведующей МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветровой Н.А. по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору Хван В.В. от 2 июня 2015 года N 215 заведующая МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветрова Н.А. признана виновной по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 16 июля 2015 года, вынесенным по жалобе заведующей МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветровой Н.А., постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Заведующей МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветровой Н.А. подана жалоба об отмене решения судьи и принятии по делу нового судебного акта.
В судебное заседание Ветрова Н.А. не явилась, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявила. Заместитель начальника ОНД Дальнегорского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю Пинский Р.А. ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания лиц, не явившихся в судебное заседание, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Заика О.В. о законности состоявшихся по делу решений, прихожу к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
За нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 21 апреля 2015 года в здании МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска", расположенном по адресу: "адрес" отсутствуют несколько дверей, предусмотренных проектом; дверь, отделяющая помещение склада не противопожарная; на путях эвакуации первого этажа потолки зашиты деревянными рейками; не проводятся работы по очистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта; на путях эвакуации отсутствует фотолюминесцентная эвакуационная система; монтаж знаков пожарной безопасности произведён без соответствующей лицензии МЧС России.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (абзац 1 статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Распоряжением главы Дальнегорского городского округа Крутикова Т.М. от 28 июля 2014 года N 239-рл Ветрова Н.А. назначена на должность заведующей МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска". Обязанности заведующей и её компетенция содержится в главе 8 Устава МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска". К ним, в частности, относятся вопросы осуществления руководства деятельностью учреждения.
Квалифицируя допущенные должностным лицом нарушения по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный орган исходил из доказанности факта выявленных в детском учреждении нарушений требований пожарной безопасности и вины руководителя Ветровой Н.А. в их допущении.
Судья, согласившись с выводами должностного лица административного органа, пришла к обоснованному выводу о виновном несоблюдении Ветровой Н.А. положений пунктов 23, 33, 43, 50 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, статьи 46 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятого и введённого в действие постановлением Министерства строительства РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7, пункта 4.3.2 СП 1.13.130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утверждённого приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 171, пункта 200 приказа Росстандарта от 16 апреля 2014 года N 474 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 1, 5.1.1, 5.1.1.1, 6.1.4, 6.2.6, 6.3.1, 7.2.5, таблицы 2 пункта 6.3.2, приложений Ж, И ГОСТ Р 12.4.026-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, принятого и введённого в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 года N 387-ст, пункта 4.1 и примечание 2, пунктов 4.2, 4.2.1, 5.3, 5.3.9, 5.7, 6.1, 6.4, 6.6, 6.6.4, 6.6.6, 6.6.8, 6.7, 7.10, 9.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля, пункта 6 приложения к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Пунктами 23, 33, 43, 50 Правил противопожарного режима на объектах запрещено снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещённости, количеству, размерам и объёмно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Руководитель организации определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.
Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учётом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания (пункт 7.4 СНиП 21-01-97).
В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью (пункт 4.3.2 СП 1.13.130.2009).
Сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности, должны соответствовать ГОСТу Р 12.4.026-2001. ГОСТ Р 12.2.143-2009 распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации. Пунктом 6 приложения к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов включён в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Исследованные судьёй доказательства в своей совокупности, оценённые по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждают, что в детском учреждении не соблюдены вышеназванные требования пожарной безопасности.
Установив наличие указанных нарушений и реальную возможность заведующей учреждением при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, их устранить, судья пришла к обоснованному выводу о правомерном привлечении должностного лица к ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правонарушение квалифицированно верно согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание назначено с соблюдением требований части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок финансирования детского учреждения из бюджета муниципального образования - Дальнегорского городского округа, как и намерение устранить выявленные нарушения за счёт средств, предусмотренных в муниципальной программе "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и профилактика терроризма и экстремизма на территории Дальнегорского городского округа" на период 2015 - 2019 годы, не освобождает должностное лицо от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности в настоящее время.
Указание на то, что все замечания по пожарной безопасности, не требующие дополнительного финансирования, были устранены, не свидетельствует о невиновности должностного лица, обязанного не допускать нарушений. Устранение нарушения не освобождает от наказания, а является обязанностью лица, привлечённого к административной ответственности (часть 4 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывающих на недопустимость доказательств, и которые могли бы повлечь отмену постановлений должностного лица и судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 16 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад "Оленёнок" города Дальнегорска" Ветровой Н.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.