Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Кравченко А.И., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" на решение Надеждинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены, на МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" возложена обязанность принять меры по обеспечению в полном объеме медицинского обслуживания воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии с включением в штат образовательного учреждения медицинского работника.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав прокурора Познер И.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Надеждинского района обратился в суд с иском в защиту воспитанников дошкольного образовательного учреждения, указав в обоснование требований, что МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района", имея лицензию на осуществление медицинской деятельности и медицинский кабинет для оказания необходимой помощи воспитанникам учреждения, не проводит санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия в полном обьеме, поскольку медицинский работник в штате данной организации отсутствует, что негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья. Просил обязать МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с Вольно-Надеждинское Надеждинского района" предусмотреть в своем штате должность медицинского работника.
В последующем уточнил исковые требования, просил обязать МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с Вольно-Надеждинское Надеждинского района" принять меры по обеспечению в полном объеме медицинского обслуживания воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии с включением в штат образовательного учреждения медицинского работника.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала уточненные исковые требования.
Представитель МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - администрации Надеждинского муниципального района в судебное заседание не явился, согласно отзыву просил отказать в удовлетворении исковых требований, указал, что медицинское обслуживание в детском саду осуществляется работниками КГБУЗ "Надеждинская центральная районная больница".
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Представителями МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" и администрации Надеждинского муниципального района поданы апелляционные жалобы об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения.
В соответствии с пп.1 п.2 ст. 23 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273 -ФЗ (далее Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ) под дошкольной образовательной организацией понимается образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования согласно п.1 ст.9 Федерального Закона от 29.12.2012 N273-ФЗ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, оборудован медицинским кабинетом для оказания воспитанникам необходимых медицинских услуги и пришел к выводу о том, что воспитанникам детского сада не оказывается медицинская помощь, которая в силу ст. 41 Федерального Закона от 29.12.2012 N273-ФЗ отнесена к мероприятиям по охране здоровья воспитанников.
Выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, в связи с чем доводы апелляционных жалоб в указанной части судебная коллегия полагает неверными.
Так, частью 1 статьи 41 Федерального Закона 29.12.2012 N273-ФЗ предусмотрены основные меры по охране здоровья обучающихся, которые включают в себя применительно к дошкольным образовательным организациям, в т.ч.: оказание первичной медико-санитарной помощи; создание безопасных условий обучения и воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, организацию питания и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия физической культурой и спортом; прохождение обучающимися медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику несчастных случаев; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В целях реализации полномочий по организации воспитательного процесса, неотъемлемой частью которого являются вышеуказанные меры по охране здоровья, законом предусмотрено наличие в образовательных организациях наряду с должностями педагогических и научных работников, должностей медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ст. 52 Федерального Закона от 29.12.2012 N273-ФЗ).
Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Доводы жалобы со ссылкой на ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ о том, что действующие нормативные акты не предусматривают обязанности по наличию медицинского работника в штате детского сада, а требования вышеуказанной нормы о безвозмездном предоставлении медицинской организации помещения основаны на неправильном применении норм материального права и не свидетельствуют о неправильных выводах суда.
Частью 3 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплено, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанном случае образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Вместе с тем, меры охраны здоровья, предусмотренные указанной нормой закона, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в силу ч.2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, возложена непосредственно на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность.
Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (СанПин 2.4.1.3049-13) в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении. Указанные мероприятия согласно требованиям Раздела ХVIII СанПин 2.4.1.3049-13 проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками.
Ссылка в апелляционных жалобах на заключение ДД.ММ.ГГГГ между МКДОУ N34 с. Вольно-Надеждинское и МУЗ "Надеждинская ЦРБ" договора о безвозмездном пользовании помещением и оборудованием (медицинским кабинетом) не является основанием к отмене решения, поскольку согласно Разделу ХVIII СанПин 2.4.1.3049-13 вышеуказанные мероприятия по охране здоровья носят системный и постоянный характер в период пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Сведений о том, что в МКДОУ N34 с. Вольно-Надеждинское организован постоянный характер пребывания медицинского работника в дошкольном образовательном учреждении материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что перевод медицинских работников из образовательных учреждений в МУЗ "Надеждинская ЦРБ" произведен на основании постановления администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N не имеет существенного значения, поскольку прокурор, установив в ходе проверки нарушение прав несовершеннолетних детей, охрана здоровья которых является особой заботой государства, имел право на обращение в суд с указанным иском.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
По изложенному, оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.