Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Власенко И.Г.,
судей Александровой М.В., Ильиных Е.А.,
при секретаре Половове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Черниговского сельского поселения о замене стороны в исполнительном производстве по частной жалобе администрации Черниговского сельского поселения на определение Черниговского районного суда Приморского края от 02 ноября 2015 года, которым в удовлетворении заявления о замене стороны в исполнительном производстве - отказано.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., судебная коллегия,
установила:
администрация Черниговского сельского поселения обратилась в суд с заявлением, указав, что решением Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Кондаковой М.Б. удовлетворены частично, на администрацию Черниговского сельского поселения возложена обязанность по предоставлению Кондаковой М.Б. в черте "адрес" благоустроенного применительно к условиям "адрес" жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 36,1 кв.м. На основании названного решения выдан исполнительный лист N от ДД.ММ.ГГГГ, который находится на исполнении в ОСП по Черниговскому району УФССП России по Приморскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N. От предложенных в порядке исполнения решения суда жилых помещений Кондакова М.Б. отказывается. До настоящего времени решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих требованиям, указанным в решении суда. Согласно ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Вышеуказанные положения Федерального закона вступили в силу с 01.01.2015 года. Заявитель ссылается на то, что в настоящее время администрация Черниговского сельского поселения не наделена полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями в связи с признанием их непригодными для проживания. Кондакова М.Б. проживает на основании договора социального найма в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", признанным непригодным для проживания. На основании Закона Приморского края от 29.07.2015 N 665-КЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениям Черниговского муниципального района и Черниговским муниципальным районом" (приложение 1) жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", передан в собственность Черниговского муниципального района. Акт о передаче имущества подписан ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на ст. 44 ГПК РФ, ст. 52 Закона "Об исполнительном производстве", заявитель просил произвести замену стороны по исполнительному производству с администрации Черниговского сельского поселения на администрацию Черниговского муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Черниговского сельского поселения заявление поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица- ОСП по Черниговскому району УФССП России по Приморскому краю, будучи уведомленным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, в суд не явился.
Представитель администрации Черниговского муниципального района в судебном заседании пояснил, что заявление не подлежит удовлетворению, замена стороны в соответствии со ст. 44 ГПК и ст. 52 "Об исполнительном производстве" возможна в случае убытия одной из сторон, в данном случае таких обстоятельств нет, просил в удовлетворении заявленного ходатайства отказать.
В судебном заседании Кондакова М.Б. не согласна с заявлением, считает, что ответчиками по делу должны быть обе администрации т.е. администрация района и администрация поселения. Она обратилась с заявлением о постановке на учет в администрацию района, но ее переадресовали в администрацию сельского поселения, ей предлагали жилые помещения, которые ее не устроили.
Суд вынес указанное определение, с которым не согласилась администрация Черниговского сельского поселения, в поданной частной жалобе ставится вопрос об отмене определение суда.
На основании ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих по делу.
Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда.
Из материалов дела видно, что решением Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Черниговского района в защиту прав и интересов Кондаковой М.Б. к администрации Черниговского сельского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения частично удовлетворены. Суд обязал администрацию Черниговского сельского поселения Черниговского района Приморского края предоставить Кондаковой М.Б. в черте с. Черниговка Черниговского района Приморского края благоустроенное применительно к условиям с. Черниговка Черниговского района Приморского края жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 36,1 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного решения и исполнительного листа N от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Черниговскому району возбуждено исполнительное производство N.
До настоящего времени решение Черниговского районного суда Приморского края не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации Черниговского сельского поселения, суд обоснованно пришел к выводу, что администрация Черниговского муниципального района приобретает права и несет обязанности по предоставлению жилых помещений только по отношениям, возникшим после 01.01.2015 года, с момента внесения изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно положениям вышеуказанной нормы, правопреемство имеет место в том случае, когда произошло выбытие стороны в спорном или установленном решением суда правоотношении, в случаях прямо указанных в данной правовой норме.
Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Согласно ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.
Указанные полномочия осуществлялись органами местного самоуправления поселений до 1 января 2015 года.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-Ф3 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-Ф3 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01.01.2015 года.
Внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" изменения не свидетельствуют о наличии оснований для замены в порядке правопреемства должника администрации Черниговского сельского поселения в обязательствах, возникших до 1 января 2015 года и не исполненных названным поселением должным образом, и не влекут выбытия последнего из установленных судом правоотношений.
Указанные изменения закона не могут служить основанием для перемены лиц в ранее установленном обязательстве, поскольку в указанном законе не содержится положений, указывающих на это.
Учитывая, что правопреемство наступает в результате ограниченного круга событий, перечень которых расширительному толкованию не подлежит, равно как не подлежит такому толкованию и само понятие правопреемства, в данном случае, перераспределение полномочий органов местного самоуправления не влечет правопреемства, оснований для замены стороны в исполнительном производстве по данному делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
определение Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, частную жалобу администрации Черниговского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.