Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Эрендженове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу И.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия М. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды М. от 30 сентября 2015 года N ** индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чудидова Р.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 года постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды М. от 30 сентября 2015 года в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чудидовой Р.А. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе И.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия М., не соглашаясь с судебным решением, просит о его отмене и направлении материалов дела на новое судебное разбирательство. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 3 ст. 29 АПК РФ, параграфа 2 главы 25 АПК РФ, полагает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции должен был прийти к выводу о подведомственности данного дела арбитражному суду, поскольку Чудидовой Р.А. вменялось правонарушение, связанное с осуществлением ею предпринимательской деятельности. Не соглашается с выводом суда о том, что рейд 18 августа 2015 года должен был проводиться в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указывая, что данное мероприятие проводилось в порядке приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 мая 2015 года N 237 "Об утверждении порядка оформления содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств (судом и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне РФ, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации и порядка оформления результатов таких осмотров, обследований" в связи с поступлением в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия заявления Врио Главы администрации Малодербетовского РМО Ч. от 17 июня 2015 года N *. Обращает внимание, что Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не предусмотрено обязательное присутствие предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на земельных участках, на которых проводится рейдовый осмотр, равно как и их ознакомление с актами рейдов. Ссылаясь на пункты 2.3, 8.1, 8.2 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994 года "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных", указывает о правомерности составления по каждой обнаруженной скважине 7 протоколов об административном правонарушении.
В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия
Э. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Чудидова Р.А. и ее представитель Чудидов А.Б., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, связанные с использованием минеральных ресурсов, в том числе подземных вод, регламентированы Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды М. от 30 сентября 2015 года индивидуальный предприниматель Чудидова Р.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу Чудидовой Р.А., выслушав представителя Чудидовой Р.А. - Чудидова А.Б., представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия А., изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя Чудидовой Р.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, отменил постановление *** заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды М. от 30 сентября 2015 года и прекратил производство по делу.
Исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, поскольку объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, являются отношения, регулируемые Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра, не связанные с осуществлением привлеченного к ответственности лица предпринимательской или иной экономической деятельности, рассмотрение настоящего дела подведомственно Малодербетовскому районному суду Республики Калмыкия.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы суду первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Материалы дела об административном правонарушении не содержат каких-либо фактических данных, подтверждающих несоответствие деятельности индивидуального предпринимателя Чудидовой Р.А. по использованию недр условиям, содержащимся в ст. 19 Закона РФ "О недрах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 г. N 459-ФЗ) и п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных" (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 N 583).
В силу ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя Чудидовой Р.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, имели место 18 августа 2015 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При изложенных обстоятельствах, с учетом невозможности в силу ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, правовые основания для отмены решения судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 года отсутствуют, остальные доводы жалобы должностного лица не подлежат рассмотрению по существу.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Чудидовой Р.А. оставить без изменения, жалобу И.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Мелентьева С.В. - без удовлетворения.
Судья С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.