Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В. при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу МОУ "Средняя общеобразовательная школа ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области" на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2015 года и постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19 октября 2015 года N 27/162-2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении МОУ "Средняя общеобразовательная школа ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области",
установил:
постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19 октября 2015 года N 27/162-2015 МОУ "Средняя общеобразовательная школа ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области" (далее - СОШ ст. Тарханы) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2015 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, СОШ ст. Тарханы просит отменить состоявшиеся по делу решение, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ее автор указал на оснащение здания СОШ ст. Тарханы прибором учета тепловой энергии на основании муниципального контракта от 16 декабря 2011 года, заключенного с ЗАО "Производственно-ремонтное предприятие "Теплоремонт", ссылается, что акт приемки работ подписан 31 марта 2012 года, прибор учета тепловой энергии имеется и в настоящее время.
В судебном заседании защитник Рыжков Р.И. пояснил, что занимаемое СОШ ст. Тарханы здание построено в 1972 году, до настоящего времени капитальный ремонт или реконструкция здания не производились. При этом по установленному прибору учета тепловой энергии оплата потребляемой СОШ ст. Тарханы теплоэнергии не производится, исходя из экономии денежных средств.
Законный представитель СОШ ст. Тарханы и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем суд рассмотрел жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых актов в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), заслушав защитника Рыжкова Р.И., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 466-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Как следует из материалов дела, в период со 02 октября 2015 года по 15 октября 2015 года на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора от 25 сентября 2015 года N 4609/27-РП проведена плановая выездная проверка в отношении СОШ ст. Тарханы, расположенного по адресу: Саратовская область, ст. Тарханы.
Согласно акту проверки от 15 октября 2015 года в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ здание СОШ ст. Тарханы не оснащено приборами учета используемой тепловой энергии.
По данному факту 15 октября 2015 года в отношении СОШ ст. Тарханы в присутствии директора ФИО6 в отношении СОШ ст. Тарханы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ.
Привлекая СОШ ст. Тарханы к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, должностное лицо Ростехнадзора и суд первой инстанции основывали свои выводы на положениях ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако с данным выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из указанных задач, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта.
Как видно из представленного по запросу суда второй инстанции технического паспорта от 2012 года здание СОШ ст. Тарханы построено в 1972 году, капитальный ремонт здания не производился. Таким образом, здание школы введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Согласно сообщению управления образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23 декабря 2015 года, из технической документации следует, что здание СОШ ст. Тарханы сконструировано и введено в эксплуатацию в 1972 году, до настоящего времени капитальный ремонт, реконструкция здания не производились. Обстоятельства года постройки данного здания подтверждаются техническим паспортом нежилого здания школы, представленного в судебное заседание.
При этом доказательств того, что в здании СОШ ст. Тарханы производились капитальный ремонт или реконструкция административным органом не представлено.
При таком положении, исходя из положений ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным, не подлежит применению к зданию школы.
Однако данные обстоятельства не были установлены и учтены должностным лицом и судье при рассмотрении дела.
Исходя из изложенного, выводы должностного лица Ростехнадзора и судьи о нарушениях, допущенных СОШ ст. Тарханы, выразившихся в неоснащении здания приборами учета тепловой энергии, нельзя признать обоснованными, они не основаны на положениях ст. 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и не подтверждены представленными доказательствами.
Кроме того, из материалов дела и представленных защитником Рыжковым Р.И. документов следует, что прибор учета тепловой энергии был в СОШ ст. Тарханы на основании муниципального контракта от 16 декабря 2011 года заключенного с ЗАО "Производственно-ремонтное предприятие "Теплоремонт" был поставлен, о чем был подписан организацией акт приемки работ 31 марта 2012 года между СОШ ст. Тарханы и данной. При этом оплата услуг, поставляемых через теплосети тепловую энергию в горячей воде, производится на основании муниципального контракта N 26/2014 МКУ, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", путем составления актов об оказании данной услуги.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении СОШ ст. Тарханы, не доказаны.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что решение судьи решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2015 года и постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19 октября 2015 года N 27/162-2015 не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2015 года и постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19 октября 2015 года N 27/162-2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении МОУ "Средняя общеобразовательная школа ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области" отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении МОУ "Средняя общеобразовательная школа ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области" прекратить.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.