Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
при секретаре Казанковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Тандер" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ЗАО "Тандер" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления торговой деятельности. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 07.03.2014 составляет *** руб. *** коп.
Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует рыночной стоимости данного участка, является завышенной, в результате чего нарушаются права общества как собственника участка.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки в размере *** руб.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО "Тандер" Шнюкова И.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных отзывах на заявление просили отказать в его удовлетворении, полагая, что являются ненадлежащими ответчиком.
Представители комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительства Архангельской области, администрации МО "Город Новодвинск", Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца Шнюкову И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования "Город Новодвинск" земельный налог установлен на основании решения Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск" от *** N *** (с последующими изменениями).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 05.06.2012 и представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Судом установлено, что ЗАО "Тандер" является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления торговой деятельности. Право собственности ЗАО "Тандер" на данное имущество зарегистрировано ***, повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности выдано ***.
Актуальная кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере *** руб. *** коп. определена ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков N *** от *** года с учетом изменения сведений о площади участка в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Указанная величина кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости 07.03.2014.
Административный истец указывает на несоответствие определенной кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как собственника данного земельного участка и плательщика земельного налога.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу N *** от *** отклонено заявление ЗАО "Тандер" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, в связи с несоответствием представленных отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от *** и положительного экспертного заключения от *** требованиям, установленным законодательством.
Истцом представлены новый отчет и положительное заключение, в которых были учтены и устранены выявленные Комиссией недостатки.
Согласно отчету N ***, составленному ООО " ***" *** (с учетом исправления технической ошибки, допущенной в отчете от ***), по состоянию на *** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** руб.
К отчету приложены копии материалов относительно используемой оценщиком информации об объектах - аналогах, сведения о которых размещены, в том числе, на сайтах в сети Интернет.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что указанное заключение соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям, составившие этот отчет лица имеют необходимые образование и квалификацию, являются членами некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", их ответственность застрахована в установленном порядке.
Соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а также обоснованность выводов оценщиков о величине рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете, подтверждено положительным экспертным заключением N *** от ***, составленным экспертом Некоммерческого партнерства " ***".
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, несоответствие отчета требованиям действующего в рассматриваемой сфере законодательства, лицами, участвующими в деле, в нарушение требований части 5 статьи 247 КАС РФ, не представлено. Лица, участвующие в деле не заявляли о необходимости проведения по делу судебной экспертизы.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 07.03.2014 составляет *** руб.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ЗАО "Тандер" как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, запись об объекте недвижимости в Реестре должна содержать, в том числе сведения о кадастровой стоимости: дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и дату применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
В связи с чем суд считает необходимым указать, что датой подачи настоящего административного иска является *** года.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ЗАО "Тандер" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: ***, равной его рыночной стоимости в размере *** руб. (по состоянию на 07 марта 2014 года).
Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 1 января 2015 года.
Датой подачи административного иска считать 10 августа 2015 года.
Вступившее в законную силу решение суда по данному административному делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере *** руб. в качестве его кадастровой стоимости.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2015 года.
Судья И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.