Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лыченкова О. Г. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и решение судьи Кемеровского районного суда от 19 октября 2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора по Кемеровской области N от 5 августа 2015 г. "данные изъяты" Лыченков О.Г. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты"
В жалобе защитник Лыченкова О.Г., ФИО2, действующий на основании доверенности от 18 июня 2014 г. (л.д. 7), просил постановление отменить, ссылаясь на невозможность квалификации действий по ст. 8.1 КоАП РФ; формирование отвалов на основании Проекта строительства "данные изъяты"" ООО "данные изъяты", Заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство от 21 февраля 2000 г. N, Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов 2002г.; формирование внешнего отвала на участке "данные изъяты" к 2013 году; размещение всех отвалов в границах земельных отводов; с фактической отметкой всех существующих отвалов 220,0-255,0м.; недостоверности показаний применяемого прибора; привлечение Лыченкова О.Г. к административной ответственности за указанные действия по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением судьи Кемеровского районного суда от 19 октября 2015 г. в удовлетворении жалобы было отказано.
В жалобе защитник ФИО2 просит решение отменить, ссылаясь на те же доводы, отсутствие вины в правонарушении Лыченкова О.Г., назначенного на должность ДД.ММ.ГГГГ, а также, указывая на противоречивость выводов суда.
Одновременно было заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования, мотивированное получением копии решения 24 ноября 2015 г.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Учитывая то, что копия решения была направлена Лыченкову О.Г. в нарушение требований ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, получение защитником Лыченкова О.Г. копии решения 24 ноября 2015 г. и обращение с жалобой 30 ноября 2015 г., считаю необходимым срок обжалования решения суда восстановить.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Лыченкова О.Г., ФИО2, действующего на основании доверенности от 18 июня 2014 г., поддержавшего доводы жалобы, считаю, что постановление и решение подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Лыченков О.Г., являясь "данные изъяты"", не обеспечил надзор за природоохранной деятельностью предприятия, что выразилось в следующем: допущено превышение установленной отметки внутреннего отвалообразования на 11 м, что повлекло за собой формирование внешнего отвала, не предусмотренного Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "данные изъяты"; несоблюдение утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, установленных Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "данные изъяты": размещение вскрышной породы за пределами технической границы по западной части лицензионного участка в объеме 300 тысяч тонн на площади около 1,8 га.; за пределами технической границы восточной части лицензионного участка размещена вскрышная порода в объеме 390 тысяч тонн отходов на площади около 1,4 га.; за пределами границ лицензионного, земельного отвода в объеме 550 тысяч тонн на площади около 3 га.
Лыченкову О.Г. вменено в вину нарушение требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Рассматривая жалобу, судья установилвину Лыченкова О.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
При этом суд исходил из отнесения отвала горных пород к сооружениям, то есть к объекту капитального строительства.
Вместе с тем, с выводами суда согласиться нельзя.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Под строительством, в соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
К объектам размещения отходов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отнесены специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Требования к объектам размещения отходов определены, в частности, пунктами 2 и 5 ст. 12 Закона об отходах: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что объект капитального строительства и объект размещения отходов не являются идентичными понятиями. Отвал горных пород не может быть отнесен к капитальному сооружению.
Нарушение требований Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "данные изъяты" в виде формирования внешнего отвала, несанкционированного размещения вскрышной породы представляет собой нарушение экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, а не в результате эксплуатации объектов капитального строительства.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Статья 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вменяемое должностному лицу деяние квалифицировано административным органом неверно.
Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора по Кемеровской области от 5 августа 2015 г. "данные изъяты" Лыченков О.Г. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного "данные изъяты", что выразилось в размещении отходов вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом в объеме 3,852180 миллионов тонн в отсутствие утвержденных лимитов на их размещение на участке открытых горных работ "данные изъяты""; образовании внешнего отвала, на 11 м. превышающего отметку внутреннего отвалообразования в отсутствие установленных лимитов на размещение отходов на участке открытых горных работ " "данные изъяты" размещении отходов вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом в отсутствие установленных лимитов на размещение отходов на участке открытых горных работ "данные изъяты"": за пределами технической границы по западной части лицензионного участка в объеме 300 тысяч тонн на площади около 1,8 га.; за пределами технической границы восточной части лицензионного участка размещена вскрышная порода в объеме 390 тысяч тонн отходов на площади около 1,4 га.; за пределами границ лицензионного, земельного отвода в объеме 550 тысяч тонн на площади около 3 га.
Таким образом, за указанные в постановлении N от 5 августа 2015 г. действия, выявленные по результатам проведенной 8 июля 2015 г. проверки, Лыченков В.В. уже привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного "данные изъяты"
Постановление и решения подлежат отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить защитнику Лыченкова О.Г., ФИО2 срок обращения с жалобой на решение судьи Кемеровского районного суда от 19 октября 2015 г.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора по Кемеровской области N от 5 августа 2015 г. и решение судьи Кемеровского районного суда от 19 октября 2015 г. отменить. Производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.