Заместитель председателя Кемеровского областного суда Ордынский А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Барановская средняя общеобразовательная школа" (далее МБОУ "Барановская СОШ"), по жалобе директора МБОУ "Барановская СОШ" ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кемеровского судебного района от 08 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Кемеровского судебного района от 08 сентября 2015 года МБОУ "Барановская СОШ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением Кемеровского районного суд Кемеровской области от 26 октября 2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба МБОУ "Барановская СОШ" - без удовлетворения.
В жалобе директор МБОУ "Барановская СОШ" ФИО1 просит постановление отменить, ссылаясь на необоснованное привлечение учреждения к административной ответственности при наличии иного виновного в выявленных нарушениях юридического лица; значительный размер административного штрафа, затрудняющего выполнение предписания.
Проверив материалы дела, считаю постановление и решение подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 18 августа 2015 года государственным инспектором г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района по пожарному надзору по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя начальника отдела НД г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района от 10 августа 2015 года N, в отношении МБОУ "Барановская СОШ" установлено, что юридическим лицом на территории учреждения по адресу: "адрес", ранее выданное предписание N от 13 августа 2014 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара органа, осуществляющего государственный пожарный надзор на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования, не исполнено в установленный срок - до 15 июня 2015 года, а именно: "данные изъяты" в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности - ст. 6, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 2.11 СНиП 2.04.02-84; Системы пожарной сигнализации "данные изъяты" (здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1) не обеспечивают дублирования подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот организации на основе нормативных документов пожарной безопасности ч. 7 ст. 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Рассматривая дело, судья установилналичие в бездействии МБОУ "Барановская СОШ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающего административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Считаю выводы суда не основанными на требованиях ст. 24.1 КоАП РФ.
Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности вынесенного предписания.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2, 7 ст. 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4.1 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Изложенное свидетельствует о том, что бремя по обустройству и содержанию названных источников возлагается на орган местного самоуправления, в случае принадлежности ему зданий, сооружений и строений, а также территории, в границах которых должны быть обустроены источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
Устанавливая вину МБОУ "Барановская СОШ" в отсутствии построенного пожарного водоема, мировой судья оценки указанным выше положениям законодательства не дал.
Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступившей в законную силу с 14 июля 2014 года, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Материалы дела не содержат сведений о дате введения в эксплуатацию здания МБОУ "Барановская СОШ", детского сада в частности, введения в эксплуатацию данных объектов защиты позже даты вступления в законную силу ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123, либо факта проведения на объектах защиты капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования пожарной безопасности.
Таким образом, при рассмотрении дела в нарушение положений ст. 24.1 КоАП РФ не была проверена законность вынесенного предписания, не истребованы сведения относительно зданий школы и детского сада, не дана оценка законности привлечения МБОУ "Барановская СОШ" как субъекта указанного правонарушения.
В связи с изложенным состоявшиеся судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Вместе с тем, возможность направления дела на новое рассмотрение отсутствует в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кемеровского судебного района от 08 сентября 2015 года и решение судьи Кемеровского районного суд от 26 октября 2015 года отменить. Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя Кемеровского
областного суда А.В. Ордынский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.