Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.,
судей: Хомяковой М.Е., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Служевенкова Алексея Васильевича к администрации г.Орла об обязании предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Служевенкова Алексея Васильевича на решение Советского районного суда г.Орла от 15 октября 2015 года, которым исковые требования Служевенкова Алексея Васильевича оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Служевенкова А.В. его представителя по доверенности Пехтерева Г.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших об отмене решения суда, как незаконного, возражения представителя администрации г.Орла по доверенности Карасевой Е.В., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Истец Служевенков А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Орла об обязании предоставить жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом первой группы, пользуется в связи с травмой инвалидной коляской. Ему на праве личной собственности принадлежит жилое помещение-комната, общей площадью 15,5 кв.м, в трёхкомнатной квартире "адрес". Данная квартира расположена на девятом этаже многоквартирного жилого дома находится в общей долевой собственности. Согласно заключению межведомственной комиссии администрации г.орла от 05.06.2015 года жилое помещение, занимаемое истцом, является непригодным для проживания в нем истца.
По изложенным основаниям Служевенков А.В. просил обязать администрацию "адрес" предоставить ему благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания инвалида-колясочника, на условиях договора социального найма в соответствии с нормой предоставления.
Рассмотрев возникший спор, суд постановилобжалуемое решение.
Служевенков А.В. не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит отменить судебный акт по мотивам незаконности и необоснованности.
Ссылается на то, что занимаемое им жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания инвалида-колясочника.
Полагает, что превышение площади жилого помещения, собственником которого он является, учетной нормы жилья не относится к обстоятельствам, необходимым для правильного разрешения дела.
Приводит доводы о том, что согласно ст.17 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" жилые помещения предоставляются инвалидами и семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При этом норма данной статьи не связывает имущественное положение инвалида с предоставлением ему жилого помещения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда по основаниям п.п. 1, 4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Служевенков А.В. является инвалидом первой группы, пользующимся по причине заболевания инвалидной коляской.
По заключению врачебной комиссии Служевенков А.В. по состоянию здоровья может передвигаться только в кресле-коляске, самостоятельно без использования технических средств реабилитации передвигаться не может.
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются и подтверждаются справкой Бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника N" от 16.01.2014, а также справкой Государственного бюджетного учреждения " Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области" (л.д.7, 8).
На основании договора купли-продажи квартиры от 07.05.2013 года истцу принадлежит 3/8 доли в праве собственности на квартиру "адрес", общей площадью 71,4 кв.м (л.д.23).
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации г.Орла от 05.06.2015 года жилое помещение, занимаемое истцом, является непригодным для его проживания (л.д.5, 6).
Разрешая спор по существу и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истец никогда не состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, принадлежащие ему 3/8 доли в праве собственности на квартиру "адрес", составляют 26,8 кв.м, что превышает норму предоставления жилого помещения в Орловской области.
Кроме того, истец не входит в категорию лиц, перечисленных в ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма.
Однако, данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.
Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению (здания сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: и на жилые дома (ст.9).
С учетом требований Конвенции Правительством Российской Федерации принята долгосрочная программа "Доступная среда", определившая приоритетным направлением государственной политики формирование доступной среды для инвалидов определяется как приоритетное направление государственной политики.
Государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище, которое может быть реализовано в том числе путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п.11 Положения).
Согласно п. 1.6 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Данный Свод правил предусматривает конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Так, помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты (п.5.1.9).
Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (п.1.6) (сооружении).
Жилые многоквартирные дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:
доступность квартиры или жилого помещения от уровня земли перед входом в здание;
доступность из квартиры или жилого помещения всех помещений, обслуживающих жителей или посетителей;
применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;
обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами (п.6.1.4).
Размеры в плане санитарно-гигиенических помещений для индивидуального пользования в жилых зданиях должны быть не менее, м:
- ванной комнаты или совмещенного санитарного узла. 2,2 x 2,2;
- уборной с умывльником (рукомойником) 1,6 x 2,2;
- уборной без умывальника 1,2 x 1,6.
Ширина дверного проема в санитарно-гигиенические помещения жилых домов должна быть не менее 0,8 м, ширину проема в чистоте межкомнатных дверей в квартире следует принимать не менее 0,8 м (п.6.1.7).
Из анализа норм разделов 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в пункте 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.
Однако, в силу пункта 54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Совокупностью условий для признания нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма является признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания и невозможность ремонта и реконструкции.
Из материалов дела усматривается, что Служевенков А.В. является собственников 3/8 долей в праве собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 71,8 кв.м., месторасположением: "адрес". Квартира расположена на девятом этаже девятиэтажного жилого дома, комната истца составляет 15,5 кв.м. Собственниками других 3/8 долей является ФИО1, 2/8 долей ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи указанной квартиры (л.д.83)
Как пояснил в суде апелляционной инстанции истец Служевенков А.В. квартира, в которой он проживает, расположена на 9-том этаже многоквартирного жилого дома, дом оборудован лифтом, пользование которым затруднено, в случае поломки лифта и отсутствия иного подъемника он лишен возможности попасть в квартиру, ширина дверных проемов не позволяет ему пользоваться ванной комнатой, туалетом, балконом.
Из пояснений представителя истца по доверенности Пехтерева Г.Н. следует, что расширение дверных проемов не возможно, поскольку для этого уменьшения общего имущества (несущих стен балкона) требуется получение согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Представитель ответчика по доверенности Карасева Е.В. пояснила, что у администрации г.Орла отсутствуют доказательства, подтверждающие возможность реконструкции жилого помещения, в котором проживает истец. Использовать свое процессуальное право на предоставление доказательств, в том числе, путем проведения экспертизы, не намерена.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и анализируя приведенные нормы права в их системном единстве, судебная коллегия приходит к выводу, что о том, что признание в установленном законом порядке жилого помещения непригодным для проживания инвалида-колясочника свидетельствует о наличии у истца права на получение вне очереди жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, использующего для передвижения кресло-коляску, в соответствии с установленными санитарными и техническими требованиями.
Ссылка представителя администрации г.Орла на необходимость подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 27 июля 1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утвердило Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 3 указанного Постановления предписано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять необходимые организационные льготные меры по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В данных Правилах, среди оснований признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий указано проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласившись с заключением межведомственной комиссии и не оспорив его, администрация г.Орла тем самым признала факт нуждаемости истца в жилом помещении.
Довод администрации о наличии у истца жилого помещения в собственности судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку п. 7 вышеуказанных Правил также предусмотрено, что при предоставлении помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).
В силу п. 8 Правил инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что после предоставления истцу новой квартиры право собственности истца на принадлежащую ему долю в праве на квартиру по адресу: "адрес".подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу Служевенкова Алексея Васильевича удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Орла от 15 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Служевенкова Алексея Васильевича к администрации г.Орла об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла предоставить Служевенкову Алексею Васильевичу вне очереди по договору социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания инвалида-колясочника по своим техническим характеристикам, с учетом нормы предоставления.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.