судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Яковлева В.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе на решение Заводского районного суда г. Орла от 9 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Яковлева В.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Яковлевым В.Е. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" с учетом снижения пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Яковлеву В.Е. пенсию с 25 августа 2015 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Яковлева В.Е. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " ( " ... " рублей " ... " копеек".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ФИО4, возражения истца Яковлева В.Е., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Яковлев В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывал, что в период с 1983 г. по 1988 г. проживал и работал в "адрес", расположенном на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте на момент аварии на Чернобыльской АЭС даёт ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на один год, истец в июле 2015 года обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии по старости.
В удовлетворении данного заявления ответчиком ему было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
С учетом изложенного, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на загрязненной территории и обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на нее, а именно с 25 августа 2015 года.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Яковлева В.Е., поскольку факт его проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.
Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п.8 части первой статьи 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О назначение досрочных трудовых пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
По части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как видно из материалов дела, 27 июля 2015 года истец Яковлев В.Е. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением ответчика от 11 августа 2015 года ему в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости пенсионный орган указывал на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца на загрязненной территории с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года. Также полагал, что период работы истца в " ... " с 26.04.1986 по 03.08.1988 не может быть включен в льготный стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие место нахождения данной организации на загрязненной территории (л.д. 19).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Яковлев В.Е. ссылался на то, что после окончания " ... " института " ... " в 1983 году он был направлен на работу в " ... " с базированием административного здания по адресу: "адрес". 10.08.1984 он получил ордер N на двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес", в которой проживал совместно с семьей в период с 1983 года по 1988 год до момента, когда его перевели в "адрес".
Исследовав представленные Яковлевым В.Е. письменные доказательства, допросив свидетелей, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку факт его проживания в "адрес" на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно данным представленной истцом трудовой книжки 01.09.1983 Яковлев В.Е. окончил " ... " институт " ... ", 03.10.1983 он был назначен на должность " ... " " ... ", 01.11.1984 переведен на должность " ... " " ... ", 03.08.1988 уволен в связи с переводом в " ... " (л.д. 8-9).
По сведениям объединенного архива ( "адрес") отдела архивов " ... " в документах объединенного архива имеется следующая информация: приказом по " ... " от 03.10.1983 N Яковлев В.Е. с 03.10.1983 принят " ... " "адрес" (так в документе); приказом по " ... " от 01.11.1984 N Яковлев В.Е., " ... " "адрес" переведен " ... " (так в документе); приказом по " ... " от 01.08.1988 N Яковлев В.Е., " ... " с 03.08.1988 уволен в связи с переводом в " ... " (л.д.13).
Из личной карточки N формы Т-2 с датой заполнения от 03.10.1983, представленной объединенным архивом ( "адрес") отдела архивов " ... "", следует, что местом жительства Яковлева В.Е. являлся "адрес" (л.д. 12).
19.12.1984 Яковлев В.Е. встал на воинский учет в " ... " райвоенкомате "адрес", что подтверждается военным билетом N (л.д. 11).
Из справки администрации "адрес" N от 11.06.2015 усматривается, что Яковлев В.Е., "дата" рождения, зарегистрированный по адресу: "адрес", постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: "адрес" с 10.08.1984 по 14.02.1989. С 26.04.1986 по настоящее время указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.14).
Согласно справке администрации "адрес" N от 11.06.2015, " ... " была расположена в "адрес" (л.д. 15).
На основании ордера N, выданного 10 августа 1984 г. исполнительным комитетом " ... " райсовета народных депутатов, супруге Яковлева В.Е. - ФИО6 на состав семьи три человека: ФИО6 (она), Яковлев В.Е. (муж), ФИО7 (дочь), была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес" (л.д. 16).
Из свидетельства о рождении N от 01.10.1985 следует, что дочь истца ФИО8, "дата" рождения, родилась в "адрес" (л.д. 17).
Кроме того, факт постоянного проживания Яковлева В.Е. в спорный период на территории зоны радиоактивного загрязнения подтвердили свидетели ФИО9 и ФИО10, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела, все свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р, в котором был поименован населенный пункт "адрес".
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта постоянного проживания истца с 26.04.1986 по 30.06.1986 в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на один год.
Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Яковлева В.Е., так как проживание его в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
Несостоятельным является и довод жалобы ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в той части, что отсутствуют правовые основания для назначения истцу пенсии с 25.08.2015.
В силу ч. 1 с. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Яковлева В.Е., "дата" рождения, на досрочную пенсию возникло с момента достижения им возраста пятидесяти девяти лет, а в пенсионный фонд он обратился ранее, 27 июля 2015 года, суд первой инстанции правильно определил, что пенсия ему должна быть назначена с 25 августа 2015 года.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 9 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.