Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Коломеец Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Коломеец Е.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Коломеец Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения Коломеец Е.В. и ее представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО6, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Коломеец Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что имеет необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для назначения досрочной пенсии по старости. Однако при обращении с заявлением к ответчику ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Ответчик не включил в льготный стаж период ее работы в должности врача акушера-гинеколога с 23.11.2010 по 15.05.2015 в ООО РТЦ " ... "". Кроме того, периоды работы с 01.08.1990 по 29.07.1991, с 01.08.1991 по 22.06.1993, с 27.06.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 03.04.2004, с 11.04.2004 по 17.09.2006, с 19.11.2006 по 22.11.2010 в должности врача акушера-гинеколога были засчитаны в специальный стаж
не в льготном, а календарном исчислении.
Полагая отказ неправомерным, просила суд обязать ответчика включить весь период работы в специальный стаж в льготном исчислении, то есть с применением льготного коэффициента 1,5, и признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", начиная с 12 мая 2015 г.
Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Коломеец Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Считает необоснованным вывод суда о том, что работа врачом-интерном по акушерству и гинекологии в " ... " " ... " роддоме с 01.08.1990 по 29.07.1991 не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку согласно справке БУЗ Орловской области " " ... " перинатальный центр" она работала в указанной должности на полную ставку с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели.
Также полагает неверным вывод суда о том, что осуществление ею хирургической деятельности в кабинете " ... " женской консультации " ... " района "адрес" не может быть приравнено к работе врача-хирурга гинекологического отделения, так как в соответствии с п.16 "Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении", утвержденной Минздравсоцразвития 12.07.2004, производимые ею манипуляции относятся к оперативному лечению. В связи с чем, периоды ее работы в женской консультации, где она ежедневно проводила малые гинекологические операции, должны быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении.
Кроме того, приводит доводы о том, что ООО РТЦ " ... " наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, а потому работа в указанной организации приравнивается к работе в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, только в случае работы на определенных должностях и определенных учреждениях.
Согласно ч.3, ч.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрены, в том числе, оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, в том числе, акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; акушерское патологии беременности; гинекологическое.
При этом согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденному указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, работа в качестве оперирующих врачей-специалистов, засчитывается применительно к настоящему спору только в отделениях хирургического профиля стационаров родильных домов.
Работа в женских консультациях в силу названных норм вне зависимости от занимаемой должности права на включение в специальный стаж в льготном исчислении не дает.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 определено, что исчисление сроков выслуги в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и 6 месяцев, подлежит врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как видно из материалов дела, Коломеец Е.В. 12.05.2015 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Письмом N от 11.06.2015 ответчик отказал Коломеец Е.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включен спорный период работы истца в качестве врача акушера-гинеколога в ООО РТЦ " ... " на том основании, что данное учреждение не поименовано разделом "наименование учреждений" Списка N 781. Кроме того, периоды работы с 01.08.1990 по 29.07.1991 в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии и с 01.08.1991 по 22.11.2010 в должности врача акушера-гинеколога женской консультации были засчитаны в специальный стаж не в льготном, а календарном исчислении. По подсчетам пенсионного органа льготный стаж истца составил 20 лет 1 месяц 9 дней (т.1 л.д. 10-11).
Согласно записям в трудовой книжке истца, с 1 августа 1990 г. по
29 июля 1991 г. истец работала врачом-интерном по акушерству и гинекологии " ... " " ... " роддома.
Указанный период зачтен ответчиком в специальный стаж в
календарном исчислении.
Оценивая доводы истца о необходимости включения данного периода в специальный стаж в льготном исчислении, суд обоснованно нашел их
несостоятельными, поскольку доказательств работы в указанный период в.
качестве оперирующего врача-специалиста стороной истца не представлено.
Кроме того, материалами дела установлено, что после окончания интернатуры истец переведена на должность акушера-гинеколога в женскую консультацию " ... " района " ... " роддома. 1 августа 1991 г. зачислена на должность врача акушера-гинеколога " ... " женской консультации " ... " района.
Поскольку в вышеназванный период времени истец осуществляла свою трудовую деятельность в женской консультации, то есть учреждении, работа в котором не предусматривает исчисление страхового стажа в льготном порядке, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения ответчиком указанного периода в стаж в льготном исчислении.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Коломеец Е.В. ссылалась на то, что в названный период времени она осуществляла хирургическую деятельность в виде малых гинекологических операций.
Между тем, пункт 16 "Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении", утвержденный Минздравсоцразвития Российской Федерации 12 июля 2004 г. содержит исчерпывающий перечень процедур, относимых к оперативному лечению. Согласно указанному перечню манипуляции, осуществляемые истцом в женской консультации, не относятся к оперативному лечению.
Правильным является и вывод суда об отказе в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода работы истца в ООО РТЦ " ... "".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Устанавливая в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа; 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Следовательно, законодатель выделил в особую категорию работников, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организации труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 года N197-О указано, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться, как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации Постановлением N781 от 29 октября 2002 года утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно материалам дела ООО РТЦ " ... " по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью, то есть в силу положений статей 50, 66, 87 ГК РФ является коммерческой организацией.
При этом одним из видов деятельности общества является оказание платных медицинских услуг.
Учитывая, что ООО РТЦ " ... " по своей организационной форме не является учреждением здравоохранения, суд пришел к обоснованному выводу, что у истца не возникло права на включение данного периода работы в специальный стаж.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Все доводы истца, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены оспариваемого судебного акта, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 20 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коломеец Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.