Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, поданную защитником Швецовым В.Н., на постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области,
установил:
Административным расследованием, проведённым Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее по тексту также - Управление Россельхознадзора) установлено, что Администрация Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области (далее по тексту также Администрация) не организовала надлежащим образом исполнения полномочий, которыми сельское поселение наделено в силу ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в результате чего на земельном участке, площадью 1 га, расположенном по адресу: " ... " кадастровый квартал " ... ", относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий (пастбище), используемом Администрацией для складирования твердых бытовых отходов, была допущена порча земель путем загрязнения на площади 1 га. (превышение ПДК индекс энтерококков, коли индекс), в отношении Администрации был составлен протокол ААА N 010501 от 29 июля 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также КоАП РФ).
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации 15 сентября 2015 г. направлены по подведомственности в Армизонский районный суд Тюменской области.
Постановлением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 октября 2015 года Администрация Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей
С данным постановлением не согласен защитник Администрации Швецов В.Н., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 октября 2015 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что при вынесении оспариваемого постановления судьей районного суда не было обосновано наличие причинно-следственной связи между действиями или бездействиями Администрации и наступлением вредных последствий в виде разрушения плодородного слоя почвы, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об отсутствии объективной стороны состава правонарушения в действиях Администрации. Отмечает, что факт осуществления Администрацией действий по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее по тексту также - ТБО) подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями о вывозе ТБО Армизонским муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства, соглашениями, в соответствии с которыми приобретались контейнеры для мусора, оборудовались площадки для установки данных контейнеров. Утверждает, что не доказан факт того, что Администрация непосредственно осуществляла порчу земли путем загрязнений указанного земельного участка. Также указывает, что поскольку к полномочиям Администрации относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не относится сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления, Администрация не может быть признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ. Обращает внимание, что при назначении наказания не было учтено, что на момент рассмотрения дела судьей районного суда несанкционированная свалка была фактически ликвидирована за счет средств и сил Администрации. Отмечает, что Администрации не было выдано предписание с установленным сроком для устранения выявленных нарушений. Полагает, что судьей не было установлено, осуществлялось ли выделение денежных средств Администрации на проведение работ по ликвидации складирования твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, повлекших загрязнение почвы.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Швецова В.Н., просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 октября 2015 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Из материалов дела видно, что определением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее по тексту также - Управление Россельхознадзора) a3 от 29 мая 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования в отношении Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, а определением от 29 мая 2015 г. назначено проведение экспертизы. a3 29 мая 2015 года в период с 14 часов 10 минут до 15 часов 00 минут в присутствии понятых и главы Администрации a4, проведен осмотр земельного участка площадью 1 га., расположенного по адресу: " ... ", кадастровый квартал " ... ", о чем составлен акт осмотра от 29.05.2015 года, согласно которому, указанный земельный участок не огорожен, доступ на него свободный, обваловка по периметру участка, как и запрещающие таблички, отсутствуют. На участке складируются твердые бытовые отходы различного происхождения, (остатки древесно-кустарниковой растительности, обломков досок и бревен, полиэтиленовых мешков с неустановленным содержимым, картонных коробок, тряпья, пришедших в негодность, предметов домашней утвари, обрывков полиэтилена, полиэтиленовых упаковок от пищевых продуктов, складирован навоз.
В ходе осмотра были отобраны пробы для определения содержания солей тяжелых металлов и микробиологических показателей (индекса БГКП, энтерококков, яиц и личинок гельминтов), о чем составлен протокол отбора образцов почвы N 7 от 29.05.2015 г.
Из экспертного заключения N 13 от 24.07.2015 года, выполненного специалистами ФГБУ "Новосибирская МВЛ" следует, что на земельном участке площадью, 1 га, расположенном по адресу " ... ", кадастровый квартал " ... ", в результате антропогенной деятельности произошло загрязнение (порча) земель - ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением загрязняющих веществ (опасных микроорганизмов), что является нарушением СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" Микробиологическое загрязнение негативно сказывается на функционировании почвенных микробоценозов (антогонистов патогенной кишечной микрофлоры) и представляет опасность для компонентов окружающей среды. В связи с порчей земли представляют собой биологическую опасность и непригодны для использования без предварительного восстановления. Для приведения нарушенных участков в первоначальное состояние необходимо выполнение комплекса восстановительных работ в соответствии с земельным и природоохранным законодательством Российской Федерации. Индекс энтерококков в количестве 1000 и выше микробных клеток в 1 г, в соответствии с СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" является чрезвычайно опасным; коли-индекс в количестве 100 и выше микробных клеток в 1 г в соответствии с СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" является опасным.
На основании заключения эксперта от 24.07.2015 г. и акта осмотра от 29.05.2015 г., в связи с установленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, был составлен протокол ААА N 010501 от 29.07.2015 года о наличии в действиях Администрации признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об указанном административном правонарушении Администрация была уведомлена посредством факсимильной связи 28.07.2015 года.
На основании изложенного нахожу, что судьёй районного суда имеющимся в деле доказательствам, в частности: протоколу об административном правонарушении ААА N 010501 от 29.07.2015 г.; экспертному заключению N 13 от 24.07.2015 г.; определению о назначении экспертизы по делу об административной правонарушении от 29.05.2015 г.; протоколу испытаний N 8543 от 23.07.2015 г.; определению о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области и проведении административного расследования от 29.05.2015 г.; протоколу отбора образцов (проб) почвы N 7 от 29.05.2015 г.; данным обмера площади земельного участка от 29.05.2015 г.; акту осмотра земельного участка от 29.05.2015 г.; выписке из Устава Прохоровского сельского поселения; дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, в результате которой судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 указанного Кодекса.
В частности судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что Администрацией предусмотренная Федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2013 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" и подтверждённая Соглашением о передаче органами местного с управления сельского поселения части осуществления своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района от 23.12.2010 г. и дополнительным соглашением к нему от 09.04.2015 г. обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в полном объёме не исполнена.
Так Правилами благоустройства территории Прохоровского сельского поселения, утверждёнными решением Думы Прохоровского сельского поселения от 28.11.2014 г. N 100 регламентировано санитарное содержание территории (раздел 4.7), в том числе порядок сбора и вывоза мусора с территории поселения, в частности на территории муниципального образования не допускается накапливать и размещать мусор в неустановленных местах (пункт 4.7.5), контроль за исполнением настоящих Правил осуществляют должностные лица Администрации Прохоровского сельского поселения (пункт 5.1). Из представленных Администрацией доказательств усматривается, что меры к недопущению накопления отходов производства и потребления на территории сельского поселения начиная с 2012 г. предпринимались, организовывались контейнерные площадки, закупались контейнера, организовывался вывоз мусора. Однако из акта комиссионного обследования свалки ТБО, подлежащей ликвидации, от 29.05.2015 г. составленного с участием главы Администрации a4, следует, что ТБО вывозились на свалку и накапливались на ней в период с 2003 по 2014 г.
Из изложенного следует, что Администрацией Прохоровского сельского поселения достаточных и эффективных мер по реализации своих правомочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, по соблюдению требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления." предпринято не было, что повлекло накопление бытовых отходов и мусора на неотведённом для этой цели земельном участке и его порчу.
Нахожу, что то обстоятельство, что находившаяся в Прохоровском сельском поселении свалка твёрдых бытовых отходов была в последующем в рамках муниципального контракта от 12.01.2015 г. N2 ликвидирована, прекращения производства по делу не влечёт, поскольку наличия в действиях Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области состава вышеуказанного административного правонарушения не исключает при этом, из вышеуказанного контракта и иных представленных в материалы дела доказательств следует, что выполнена только ликвидация данной свалки, в то время, как вред, причинённый земле на месте её нахождения, не устранён.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ч. 2 ст. 8.6. указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 октября 2015 года в отношении Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области оставить без изменения, жалобу Администрации Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, поданную защитником Швецовым В.Н., оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда
А.Р. Глушко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.