Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М., поданную её защитником Швецовым В.Н., на постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 09 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М.,
установил:
Административным расследованием, проведённым Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее по тексту также - Управление Россельхознадзора) установлено, что должностное лицо - глава Администрация Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области (далее по тексту также - Администрация) Ефимик Н.М. не организовала надлежащим образом исполнение полномочий, которыми сельское поселение наделено в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в результате чего на земельном участке площадью " ... " га., расположенном по адресу: " ... ", кадастровый квартал " ... ", относящемся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, используемом Администрацией для складирования твердых бытовых отходов, была допущена порча земель путем загрязнения на площади " ... " га., превышение ПДК (индекс энтерококков), (коли индекс), в отношении должностного лица - главы Администрации Ефимик Н.М. был составлен протокол ААА N 010505 от 29 июля 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также КоАП РФ).
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ефимик Н.М. 15 сентября 2015 г. направлены по подведомственности в Армизонский районный суд Тюменской области.
Постановлением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2015 года должностное лицо - глава Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей
С данным постановлением не согласен защитник главы Администрации Ефимик Н.М. - Швецов В.Н., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2015 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что при вынесении оспариваемого постановления судьей районного суда не было установлено наличие причинно-следственной связи между действиями или бездействиями главы Администрации и наступлением вредных последствий в виде разрушения плодородного слоя почвы, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об отсутствии объективной стороны состава правонарушения в действиях главы Администрации. Отмечает, что фактическое обнаружение складирования твёрдых бытовых отходов свидетельствует о несанкционированном характере свалки и фактическом наличии признаков административного правонарушения в действиях неустановленных физических или юридических лиц. Утверждает, что факт осуществления Администрацией действий по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов подтверждается имеющимися в материалах дела документами о приобретении Калмакским сельским поселением контейнеров для ТБО, оборудовании площадок для их установки. Указывает, что Администрацией и главой Администрации Ефимик Н.М. предпринимались все необходимые действия по исполнению переданных полномочий по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Полагает, что судья не принял во внимание фактическое отсутствие доказательств принадлежности земельного участка именно к категории земель сельскохозяйственного назначения, из чего заявитель жалобы делает вывод, что пробы для определения содержания солей тяжелых металлов и микробиологических показателей были взяты на земельном участке с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения и что данный земельный участок относится к территории Калмакского сельского поселения. Указывает, что судья районного суда не принял во внимание фактическое отсутствие доказательств, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главой Администрации, которое привело к порче земли. Указывает, что в соответствии с дополнительным соглашением от 22.04.2015 г. к соглашению о передаче органами местного самоуправления Калмакского сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Армизонского муниципального района от 30.12.2010 г., переданные полномочия звучат как "организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора", а не непосредственное исполнение, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, органы местного самоуправления не осуществляют хозяйственную деятельность по сбору и вывозу. Также указывает, что поскольку к полномочиям Администрации относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не относится сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления, глава Администрация не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ. Отмечает, что главе Администрации не было выдано предписаний с установленным сроком для устранения выявленных нарушений. Полагает, что судьей не было установлено, осуществлялось ли выделение денежных средств Администрации на проведение работ по ликвидации складирования твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, повлекших загрязнение почвы.
На жалобу Ефимик Н.М. поступил отзыв Управлениея Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам в лице заместителя начальника Иванова Н.Ф., в котором он полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении глава Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М. о времени и месте рассмотрения дела судом извещено, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки не сообщило, об отложении рассмотрения дела не просило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора Ямщикову И.Е., просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2015 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Под бытовыми отходами согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе повседневного (бытового) потребления. В соответствии с п. 3.21 ГОСТа 30772-2001 "Обращение с отходами. Термины и определения" от 01.07.2002 г. бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Из п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п. 1 ст. 51 Федерального закона от " ... " N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что определением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам Ямщиковой И.Е. от 29 мая 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования в отношении Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, а определением от 29 мая 2015 г. назначено проведение экспертизы. Ямщиковой И.Е. 29 мая 2015 года в период с 11 часов 10 минут до 12 часов 00 минут в присутствии понятых и и.о. главы Администрации Никитиной М.А., проведен осмотр земельного участка площадью " ... " га., расположенного по адресу: " ... ", кадастровый квартал " ... ", о чем составлен акт осмотра от " ... ", согласно которому, указанный земельный участок длиной 120 метров, шириной 85 м, ограничен с одной стороны обвалованной по периметру свалкой твердых бытовых отходов, с другой стороны - пашней, с двух сторон - участками, поросшими травянистой растительностью. К участку ведет хорошо накатанная автомобильная дорога. Участок не огорожен, обваловка отсутствует, доступ на участок свободный. На участке складируются твердые отходы: остатки древесно-кустарниковой растительности, обломки досок, бревен, обрывков полиэтилена, пластиковых и бумажных упаковок от пищевых продуктов, пришедших в негодность предметов домашнего обихода. Также присутствуют солома и навоз, бытовые отходы складированы россыпью, что подтверждено фототаблицей.
В ходе осмотра на территории указанного земельного участка были отобраны пробы для определения содержания солей тяжелых металлов и микробиологических показателей (индекса БГКП, энтерококков, яиц и личинок гельминтов), о чем составлен протокол отбора образцов почвы N 4 от 29.05.2015 г., подписанный, как должностным лицом административного органа, так и и.о. главы Администрации Никитиной М.А. и двумя понятыми.
Из экспертного заключения N 9 от 24.07.2015 года, выполненного специалистами ФГБУ "Новосибирская МВЛ" следует, что на земельном участке площадью 1 га, расположенном по адресу: Тюменская область Армизонский район Калмакское сельское поселение, 100 м западнее от границы с. Калмакское, кадастровый квартал 72:02:0802001, в результате антропогенной деятельности произошло загрязнение (порча) земель - ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением загрязняющих веществ (опасных микроорганизмов), что является нарушением СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы". Микробиологическое загрязнение негативно сказывается на функционировании почвенных микробоценозов (антогонистов патогенной кишечной микрофлоры) и представляет опасность для компонентов окружающей среды. В связи с порчей земли представляют собой биологическую опасность и непригодны для использования без предварительного восстановления. Для приведения нарушенных участков в первоначальное состояние необходимо выполнение комплекса восстановительных работ в соответствии с земельным и природоохранным законодательством Российской Федерации. Коли-индекс в количестве 1000 и выше микробных клеток в 1 г., индекс энтерококков в количестве 1000 и выше микробных клеток в 1 г. в соответствии с СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" являются чрезвычайно опасными.
На основании заключения эксперта от 24.07.2015 г. и акта осмотра от 29.05.2015 г., в связи с установленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, был составлен протокол ААА N 010505 от 29.07.2015 года о наличии в действиях должностного лица - главы Администрации Ефимик Н.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об указанном административном правонарушении глава Администрация был уведомлён посредством факсимильной связи 28.07.2015 года.
На основании изложенного нахожу, что судьёй районного суда имеющимся в деле доказательствам, в частности: протоколу об административном правонарушении ААА N 010505 от 29.07.2015 г.; экспертному заключению N 9 от 24.07.2015 г.; определению о назначении экспертизы по делу об административной правонарушении от 29.05.2015 г.; протоколам испытаний NN 8539, 8540 от 23.07.2015 г.; определению о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области и проведении административного расследования от 29.05.2015 г.; протоколу отбора образцов (проб) почвы N 4 от 29.05.2015 г.; данным обмера площади земельного участка от 29.05.2015 г.; акту осмотра земельного участка от 29.05.2015 г.; выписке из Устава Калмакского сельского поселения, дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, в результате которой судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях главы Администрации Ефимик Н.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 указанного Кодекса.
В частности судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что Администрацией предусмотренная Федеральным законом N 131-Ф3 от 06.10.2013 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" и подтверждённая дополнительным соглашением от 22.04.2015 г. к соглашению о передаче органами местного самоуправления Калмакского сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Армизонского муниципального района от 30.12.2010 г. обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в полном объёме не исполнена.
Из представленных главой Администрации доказательств усматривается, что меры к недопущению накопления отходов производства и потребления на территории сельского поселения начиная с 2012 г. предпринимались, приобретались контейнеры для ТБО, организовывались контейнерные площадки, однако, как следует из акта осмотра и приложенной к нему фототаблицы от 29.05.2015 года, фактически вывоз ТБО, включая негабаритные бытовые отходы, которые установленные на территории поселения контейнеры складировать не позволяют, и ЖБО, в нарушение требований пунктов 1.13, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", на несанкционированную свалку продолжился, порядок сбора и вывоза бытовых отходов на террарии поселения не определён, предусмотренные СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" сроки вывоза бытовых отходов не соблюдаются, что привело к порче земель не предназначенного для этого и не оформленного в установленном порядке земельного участка, вышедшего за границы населённого пункта и относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Из изложенного следует, что главой Администрации Калмакского сельского поселения Ефимик Н.М., чьи соответствующие полномочия материалами дела подтверждены, достаточных и эффективных мер по реализации своих правомочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, по соблюдению требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" предпринято не было, что повлекло накопление бытовых отходов и мусора на неотведённом для этой цели земельном участке и его порчу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ч. 2 ст. 8.6. указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2015 года в отношении главы Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М. оставить без изменения, жалобу главы Администрации Калмакского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Ефимик Н.М., поданную её защитником Швецовым В.Н., оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда
А.Р. Глушко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.