Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Левиной Н.В., Ревякина А.В.
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Карповой И.В. в лице представителя Сулейманова Р.М. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления КарповойИ.В. о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги N " ... " от 15 мая 2015 года незаконным, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя Карповой И.В. - Сулейманова Р.М., объяснения представителя администрации г. Тюмени - Дубровиной Я.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Карпова И.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Требования мотивировала тем, что она как собственник земельного участка, площадью " ... " кв.м., находящегося по адресу: " ... ", категории земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер " ... ", обратилась 06 мая 2015 года в Департамент земельных ресурсов и градостроительства Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. 15 мая 2015 года ей в выдаче разрешения было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества СХ-3. Полагая отказ незаконным указывает, что нахождение земельного участка в зоне СХ-3 не исключает возможности возведения на нем капитального строения, которые могут быть дачными жилыми домами, садовыми жилыми домами. Карпова И.В. просит признать отказ в предоставлении муниципальной услуги N " ... " от 15 мая 2015 года незаконным.
Карпова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, дело рассмотрено без её участия.
Представитель Сулейманов Р.М., в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Тюмени Трофимова Н.С., действующая на основании доверенности N " ... " с заявлением Карповой И.В. не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявлении.
Представители заинтересованных лиц Департамента земельных ресурсов и градостроительства Администрации г. Тюмени, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Тюменской области" в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Карпова И.В. в апелляционной жалобе, поданной её представителем Сулеймановым Р.М., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка имеющемуся в материалах дела градостроительному плану земельного участка. Ссылаясь на ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, а также на п. 2.1. градостроительного плана земельного участка N " ... ", указывает, что заявитель вправе возвести на земельном участке объект капитального строительства максимальной этажностью - 3 этажа. Кроме того, указывает, что Карпова И.В. обращалась за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства в силу п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Ошибка суда первой инстанции в определении цели обращения к заинтересованному лицу привела к неправильному применению норм права. Полагает, что вывод суда об отсутствии обязанности получения разрешения на строительство в данном случае не лишает права заявителя на обращение за получением разрешения на строительство, а лишь предоставляет ему возможность в выборе способа реализации своих гражданских прав.
Карпова И.В., представитель Департамента земельных ресурсов и градостроительства Админитрации г. Тюмени, представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Тюменской области" в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 22-ФЗ от 08 марта 2015 года "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований Карповой И.В., суд первой инстанции исходил из того, что градостроительным регламентом, установленным для зоны СХ-3, в которой расположен земельный участок Карповой И.В., размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Карпова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), находящегося по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 05.02.2015 года (л.д.8).
06 мая 2015 г. Карповой И.В. было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (далее по тексту "Дом"), к которому был приложен градостроительный план земельного участка от 30.04.2015 N " ... " (л.д.17).
15 мая 2015 Карповой И.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункт "б" пункта 2.22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 года N 101-пк. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка " ... " от 30.04.2015 года, утвержденного приказом департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, этот участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства (СХ-3), градостроительными регламентами, установленными для данной зоны, не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты признаны обязательными для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Частями 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, в том числе и населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 9 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.
Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются им при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
На основании вышеуказанных норм, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство, не ограничивая право собственника использовать фактически имеющиеся на земельном участке объекты по их целевому назначению, предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство (реконструкцию) находящихся в собственности правообладателя объектов необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на таком участке.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела, приказом директора Департамента земельных отношений администрации г. Тюмени N 420-гпзу от 30 апреля 2015 года был утвержден градостроительный план " ... ", земельного участка, находящегося по адресу: Тюменская область, г. Тюмень в районе Березняки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Из содержания указанной статьи следует, что градостроительный план представляет собой план конкретного земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Основанием для формирования или корректировки задания на проектирование служит градостроительный план, в составе которого в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются, в том числе разрешенное использование земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Согласно градостроительному плану N " ... " земельного участка, находящегося по адресу: " ... ", данный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3.
Статьей 43 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154, для территориальной зоны СХ-3 установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым ни одним из видов разрешенного использования (основной, вспомогательный, условно разрешенный) на земельном участке данной территориальной зоны не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
То обстоятельство, что Карпова И.В. обращаясь в Департамент земельных ресурсов и градостроительства администрации г. Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (дачного дома), а не ИЖС, не свидетельствует о законности её требований, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт обращения за выдачей разрешения на строительство, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, для строительства дачного дома в силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется. Кроме того, доводы Карповой С.П. о её обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство именно дачного дома, полностью опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно, заявлением о выдаче разрешения на строительство и распиской о приеме документов для предоставления муниципальной услуги (л.д. 17-18).
Таким образом, установив, что земельный участок, находящийся по адресу: " ... ", расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства, в которой градостроительными регламентами не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов, администрация г. Тюмени в соответствии с требованиями вышеприведенных норм права обоснованно отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку оспариваемый отказ администрации г. Тюмени соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, фактически сводятся к повторному изложению заявителем своей позиции и к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карповой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.