Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей Шаламовой И.А. и Пуминовой Т.Н.
при секретаре А..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Масловской Л.В. в интересах Бондаревой А.В. удовлетворить частично.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Бондаревой А.В. во вне очереди по договору социального найма, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение в г. Тюмени, не ниже установленных социальных норм, с учетом права на дополнительную площадь по состоянию её здоровья.
Обязать Администрацию г. Тюмени заключить с Бондаревой А.В. договор социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося в черте г. Тюмени Тюменской области, не ниже установленных социальных норм, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению Бондаревой А.В. жилым помещением из жилищного фонда Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя Правительства Тюменской области Сергеенкову Л.Ю., просившую об удовлетворении жалобы, Масловскую Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Масловская Л.В., действующая в интересах недееспособной Бондаревой А.В., обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени об обязании Правительства Тюменской области предоставить Бондаревой А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Тюмени, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, на состав семьи 1 человек не ниже установленных социальных норм с учётом права на дополнительную площадь по состоянию её здоровья в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, обязании Администрации г. Тюмени заключить с Бондаревой А.В. договор социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося в черте г. Тюмени Тюменской области, не ниже установленных социальных норм, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению Бондаревой А.В. жилым помещением из жилищного фонда Тюменской области.
Требования мотивировала тем, что " ... " Бондаревой А.В., опекуном которой она является, присвоена " ... " группа инвалидности по " ... ". Истец и члены её семьи, в том числе и " ... " Бондарева А.В., проживают совместно в одном жилом помещении. Они обратились в Администрацию г. Тюмени с заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что " ... " является инвалидом. Администрация г. Тюмени приняла решение о включении Бондаревой А.В. в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды первой и второй групп, вставших на учет после 01 января 2005 года", имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, что подтверждается приказом N " ... " от 6 февраля 2015 года Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени. 14 мая 2015 года из ГУС Тюменской области в адрес истца поступил ответ на заявление от 16 апреля 2015 года о предоставлении жилого помещения, в котором указано, что жилое помещение будет предоставлено по мере приобретения жилых помещений, исходя из бюджетных возможностей. А когда, и стоит ли в плане расселения на ближайший период Бондарева А.В. не указано. В сою очередь Администрация г. Тюмени в своем ответе от 21 апреля 2015 года указывает, что решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тюменской области в отношении отдельных категорий граждан Администрацией г. Тюмени будет принято при поступлении соответствующего решения об утверждении номенклатуры помещений. Информация о приобретении жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для граждан - инвалидов первой и второй групп в Администрацию г. Тюмени не поступала.
В судебном заседании Масловская Л.B. настаивала на удовлетворении исковых требований с учётом уточнения по основаниям в нём изложенным. Указала, что в её двухкомнатной квартире проживают семь человек, Бондарева А.В. проживает совместно с ней и её мужем в одной комнате.
Представитель ответчиков Правительства Тюменской области, ГУС ТО Дорош Ю.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Приводит доводы, аналогичные доводам имеющихся в материалах дела письменных возражений на исковое заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда 1 инстанции.
Из материалов дела следует, что Бондарева А.В. является инвалидом " ... " группы (л.д.13), имеет психическое заболевание, в силу которого она решением " ... " районного суда г. Тюмени от " ... " года признана недееспособной (л.д.19), над ней установлена опека, опекуном назначена её сестра Масловская Л.В. (л.д.18).
Согласно заключению Врачебной комиссии ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница" от 21 января 2015 года Бондарева А.В. по состоянию " ... " имеет право на применение Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378, п.3, "о невозможности совместного проживания граждан в одной квартире", однако одна проживать не может (л.д.48).
Из уведомления Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 9 февраля 2015 года следует, что Бондарева А.В. приказом ДИО Администрации г. Тюмени от 6 февраля 2015 года принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2015 года". Уведомлением от 16 февраля 2015 года в учетное дело Бондаревой А.В. внесены изменения: Бондарева А.В. включена в список граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды первой и второй групп, вставших на учёт после 01 января 2015 года", имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. По состоянию на 17 апреля 2015 года Бондарева А.В. включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения под номером 119 (л.д.7,8).
Согласно сведениям Управления Росреестра Тюменской области от 16 июля 2015 года Бондарева А.В. не имеет в собственности недвижимое имущество, по сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 16 января 2015 года собственником недвижимого имущества она не является, право бесплатной приватизации ею не использовано (л.д.51,47).
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378 утверждён "Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
На основании п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из ст.31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. "г" статьи 7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений Тюменской области" от 7 октября 1999 года N137 право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Принимая решение об удовлетворении требований о предоставлении Бондаревой А.В. жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области во внеочередном порядке, суд первой инстанции обоснованно руководствовался указанными выше нормами материального права и, в частности, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Бондаревой А.В. При этом тяжесть имеющегося у неё психического заболевания подтверждается указанными выше доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал наличие у истицы иного жилого помещения, является необоснованным, поскольку Бондарева А.В. была поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях в феврале 2015 года и при постановке на учёт уполномоченным органом проверялась её нуждаемость в жилом помещении на основании представленных справок об отсутствии у неё иных жилых помещений. Более того, такие документы также представлены и в материалы данного гражданского дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку противоречат материалам дела и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.