Заместитель председателя Тюменского областного суда Волкова Н.Д., рассмотрев жалобу Л. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 июня 2015 года и решение судьи Тюменского областного суда от 05 августа 2015 года на определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени N 10.3 от 08 апреля 2015 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Ш.,
установил:
Определением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени N 10.3 от 08 апреля 2015 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 июня 2015 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 10.3 от 08 апреля 2015 года, вынесенное Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени, в отношении Ш. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Тюменского областного суда от 05 августа 2015 года решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 июня 2015 года оставлено без изменения, жалоба Л. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, Л. просит отменить вынесенные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу коллегиального органа. Выводы суда и коллегиального органа об отсутствии в действиях Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ничем не обоснованы, не основаны на законе, не подтвержден ни документально, ни объяснениями лиц в деле. Предоставленные ею к заявлению письменные документы из государственных учреждений и из суда имеют сведения о неисполнении Ш. обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка и о продолжении противоправного бездействия родителя в отношении ребенка, удостоверены государственными учреждениями и судебным органом, получены в соответствии с законом, имеют прямое отношении к делу и в соответствии с частью 1, 2 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются доказательствами по делу. Доказательств выплат Ш. алиментов с момента рождения ребенка - в деле отсутствуют. Документы или иные доказательства, на основании которых должностные лица правоохранительного органа установили невозможность наладить общение Ш. с ребенком в материалах дела отсутствуют, а напротив ею были предоставлены документы, согласно которых Ш. всячески уклонялся от контакта с сыном при организованных им встречах специалистами государственных учреждений и при предложениях органов опеки и попечительства.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу данную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно названной норме закона, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях".
Административная ответственность по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Согласно свидетельству о рождении " ... " от " ... " Ш. является отцом Ш., " ... " года рождения, матерью которого является Л.
Как следует из материалов дела, 02 марта 2015 года в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени поступило заявление Л. о совершении Ш. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ. В заявлении Л. указывала, что Ш. со дня рождения сына свои родительские обязанности не исполнял, участия в воспитании сына не принимал, чем нарушил права сына Ш. Полагала, что нарушение носит длящийся характер.
Субъектом правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть родители, т.е. лица, официально записанные отцом или матерью ребенка. С субъективной стороны данное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
В соответствии со статьёй 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. В силу частей 1, 2 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 при определении порядка общения родителей с несовершеннолетним ребенком, определении места его жительства учитывается: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей); другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым" остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени в определении N 10.3 от 08 апреля 2015 года, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, указала на то, что Ш. выплачиваются денежные средства на содержание ребенка Ш., отец направляет сыну подарки, в том числе, для общения с сыном посредством сотовой связи - сотовый телефон, Ш. оплачивались услуги детского сада "Пчёлка", в ноября 2011 года вызывался для сына педиатр, в связи с чем оснований полагать Ш. не исполняющим свои родительские обязанности, нет. Кроме того, в ходе проверки заявления Л. был установлен факт наличия конфликтных отношений между родителями ребенка, что явилось причиной невозможности более полного общения Ш. с сыном. 13 февраля 2015 года Ш. оформлено нотариально заверенное заявление о его согласии на усыновление ребёнка, причиной которого послужило постоянное давление на Ш. Л. в виде смс-сообщений оскорбляющего и угрожающего характера, что подтверждается детализацией абонентских услуг.
Оставляя определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении без изменения, судья районного суда в результате оценки имеющихся в материалах дела по жалобе Л. пришёл к обоснованному выводу о том, что в действиях Ш. отсутствует прямой умысел на неисполнение своих обязанностей по воспитанию сына Ш., в связи с этим комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, обоснованно отказала.
Доводы жалобы Л. основаны на иной оценке имеющихся в материалах дела и административном материале доказательств, которым судьёй районного суда была дана оценка, соответствующая требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не опровергают выводов судьи районного суда и судьи областного суда об отсутствии оснований к отмене определения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г.Тюмени от 08 апреля 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 июня 2015 года и решение судьи Тюменского областного суда от 05 августа 2015 года на определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Управы Восточного АО г. Тюмени N 10.3 от 08 апреля 2015 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Ш., оставить без изменения, жалобу Л. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда (подпись) Н.Д. Волкова
Копия верна:
Заместитель председателя суда Н.Д. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.