Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н. , рассмотрев административное дело по жалобе ООО "СХП Данковский Колос" на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области N от 04 сентября 2015 года о привлечении ООО "СХП Данковский Колос" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 27 ноября 2015 года ,
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 04 сентября 2015 года ООО "СХП Данковский Колос" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "СХП Данковский Колос" обратился в суд с жалобой на данное постановление.
Решением судьи Данковского городского суда Липецкой области от 27 ноября 2015 года постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области N-ЗН от 04 сентября 2015 года о привлечении ООО "СХП Данковский Колос" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ - остав лено без изменения, а жалоб а без удовлетворения.
В настоящей жалобе ООО "СХП Данковский Колос" просит об отмене постановления и решения, считая их незаконными и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ООО "СХП Данковский Колос" в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своевременно, причину неявки представителя не сообщило, об отложении рассмотрения жалобы не просило, в связи с чем, оснований для отложения рассмотрения жалобы в связи с неявкой представителя общества не имеется.
Изучив материалы дела, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и решения судьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 ст.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 года N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью, а именно:
на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Материалами дела установлено, что ООО "СХП Данковский Колос" принадлежат на праве собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения-сельскохозяйственное производство (сельхозугодья) с кадастровыми номерами: "адрес"
28 августа 2015 года в ходе проведения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору плановой выездной проверки в отношении ООО "СХП Данковский Колос" с целью контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что ООО "СХП Данковский Колос" в период с окончания уборки подсолнечника урожая 2013 года, т.е. с 2014 года по 28.08.2015 года на указанных выше земельных участках не выполняло установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, выразившиеся в невыполнении агротехнических (совокупность научно обоснованных приемов обработки почвы), агрохимических (совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов), фитосанитарных (совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений) мероприятий по защите сельхозугодий от зарастания сорными растениями, обеспечению плодородия земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий площадью 2086,7673 га однолетней, многолетней сорной (вьюнок полевой, ромашка, чертополох, пижма, пырей ползучий, осот розовый, полынь горькая, куриное просо) и древесно-кустарниковой (шиповник, слива, дикая груша, клен ясеневидный) растительностью, присутствует сухостой сорной растительности прошлых лет. Данные обстоятельства свидетельствуют о необработке вышеперечисленных земельных участков сельскохозяйственного назначения в 2014-2015 годах, следов механической обработки почвы, сенокошения и выпаса скота, в результате чего земельные участки освобождаются от растительности, не осуществлялось.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N-ЗН от 01 сентября 2015 года, фотоматериалом, актом проверки от 01.09.2015 г., предписанием об устранении нарушений от 04.09.2015 г., пояснениями представителей общества.
Как установлено административным органом, судом, на спорном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью, по сохранению плодородия почв, по защите земель от захламления, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью.
Данные обстоятельства содержатся как в протоколе по делу об административном правонарушении, как в постановлении о привлечении к административной ответственности, так и в решении суда, в связи с чем, довод жалобы об отсутствии описания события административного правонарушения в процессуальных документах, является несостоятельным.
Таким образом, вывод о том, что бездействие общества образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Вина общества в совершении правонарушения, с учетом положения части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и районный суд пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "СХП Данковский Колос" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу.
Доводы жалобы о том, что органом, судом не доказано наличие ухудшения качественного состояния земель в виду их не обработки обществом в 2014-2015гг., причинение вреда окружающей среде, то обстоятельство, что обществом предпринимались все необходимые меры для использования земельных участков в целях сельскохозяйственного производства нахожу несостоятельными, поскольку исходя из конструкции и буквального смысла ч.2 ст.8.7 КоАП РФ правоотношение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Довод жалобы о том, что поскольку отсутствует протокол осмотра земельных участков, акт проверки не может являться надлежащим доказательством осмотра земельных участков, фактические данные, полученные органом, не могут являться допустимыми доказательствами, следует признать не состоятельными.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, судья, в производстве котор ых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт загрязнения сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью доказан, что подтверждается сообщением генерального директора ООО "СХП Данковский Колос" ФИО3 о том, что в период 2014 -2015 года хозяйственная деятельность обществом не велась, семена сельскохозяйственных растений, пестициды и агрохимикаты не приобретались и не применялись, подкарантинная продукция не реализовывалась и не ввозилась, протоколом по делу об административном правонарушении от 01.09.2015 года, в котором отсутствуют какие либо возражения относительно факта наличия загрязнения сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью, письменными объяснениями от 01.09.2015 года представителя общества, актом проверки, фотоматериалом, пояснениями представителя общества, свидетеля ФИО4, о том, что все принадлежащие обществу сельскохозяйственные угодья загрязнены древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью.
Доводы жалобы о том, что сама по себе сорная трава не свидетельствует об ухудшении состояния земельных участков и при производстве по делу было необходимо назначить экспертизу правового значения не имеют, так как объективную сторону составляют в данном случае бездействие общества по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Кроме того, в силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, относящихся к земледелию, а не к качеству продукции, как указывает в жалобе общество.
Требования земельного законодательства указывают на обязательность защиты сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, именно с учетом их вредоносности.
Как установлено на земельных участках не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью.
Доводы жалобы о том, что обществом в 2013 году выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, в подтверждение чего предоставлены письменные доказательства, не могут повлечь прекращение производства по делу, поскольку, данные мероприятия имели место в 2013 году, а в 2014-2015 году установлен факт загрязнения сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью земельных участков, что подтверждает невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Ссылки жалобы на то, что должностным лицом в постановлении не указано какие требования и какие обязательные мероприятия по улучшению защиты земель и охране почвы должны быть выполнены, не являются основаниями для освобождения от административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастания сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
В предписании об устранении выявленных нарушений от 04.09.2015г. указаны мероприятия по устранению нарушений действующего законодательства, а именно по проведению комплекса агротехнических, агрохимических и фитосанитарных мероприятий по вовлечению земельных участков в севооборот и производство сельскохозяйственной продукции.
Другие доводы жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами административного органа, содержащимися в постановлении и суда, изложенными в судебном решении и являются несостоятельными.
Доводы, аналогичные указанным в жалобе, были предметом проверки суда, и обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в судебном акте.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
Норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области N-ЗН от 04 сентября 2015 года о привлечении ООО "СХП Данковский Колос" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, а жалобу ООО "СХП Данковский Колос" без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.