Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГБНУ "ВНИАЛМИ" К.К.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской области и Республике Калмыкия от 11 сентября 2015 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 октября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт",
установил:
11 сентября 2015 года старшим заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия юридическое лицо ФГБНУ "ВНИАЛМИ" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 401 000 рублей.
Решением судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 октября 2015 г. указанное постановление изменено снижено административное наказание в виде административного штрафа до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба директора ФГБНУ "ВНИАЛМИ" К.К.Н. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд директор ФГБНУ "ВНИАЛМИ" К.К.Н. просит отменить вынесенное административным органом постановление и решение суда, считая их незаконными.
Проверив материалы дела в полном объёме, доводы жалобы, нахожу постановление административного органа и решение судьи районного суда законными и обоснованными, а жалобу, подлежащей отклонению.
В соответствии с частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ (в редакции действующей на момент совершения административного правонарушения) за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
В порядке ст. 42 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в спорный период) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий влечёт административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В статье 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" дано понятие фитосанитарных мероприятий - это совокупность научно обоснованных приёмов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, заражённости почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N1, пунктом 4 Управление является уполномоченным органом на проведение земельного надзора по соблюдению: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Как следует из материалов дела постановлением администрации Иловлинского района Волгоградской области от 25 марта 2002 года N " ... " "ВНИАЛМИ" передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок для научно-исследовательских целей и ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на "адрес", общей площадью " ... " га. в т.ч.: пашни - " ... " га; сенокосов - " ... " га.; пастбищ - " ... " га.; лесных площадей - " ... " га.; древесно-кустарниковых насаждений - " ... " га.; болот - " ... " га.; под водой - " ... " га.; под дорогами - " ... " га.; прочих земель - " ... " га. (л.д. 18).
Право постоянного (бессрочного) пользования ГУ "ВНИАЛМИ" на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по вышеуказанному адресу, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Земельный участок площадью " ... " кв.м., расположен на "адрес", имеет кадастровый номер " ... ", о чём свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке (л.д. 20-24).
В связи с обращением администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 07 августа 2015 года Управлением Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия 18 августа 2015 года был произведён осмотр части земельного участка с кадастровым номеров " ... ", заросшего сорной растительностью. При осмотре территории установлено, что на четырёх земельных участках, расположенных в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " га. не проводятся работы по возделыванию каких-либо культур, почва не обрабатывается, признаков выпаса сельскохозяйственных животных не обнаружено, что привело к зарастанию сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью (полынь горькая, полынь серая, пырей ползучий, костёр кровельный, донник жёлтый, овсюг пустой, живокость полевая, мелколепестник канадский, вяз). Первый земельный участок примыкает "адрес", его площадь составляет " ... " га. Второй земельный участок примыкает к "адрес", его площадь составляет " ... " га. Третий земельный участок находится в "адрес" с площадью " ... " га. Четвёртый земельный участок находится в "адрес" площадью " ... " га. (л.д. 37-40).
Вина ФГБНУ "ВНИАЛМИ" в совершении правонарушения, с учётом положения части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения ФГБНУ "ВНИАЛМИ" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Таким образом, действия ФГБНУ "ВНИАЛМИ" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают установленных обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Иные доводы жалобы нельзя признать основанием, достаточным для отмены судебного решения, поскольку эти обстоятельства являлись предметом рассмотрения судьёй районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судьи подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, отвечающими требованиям допустимости, что нашло полное отражение в решении.
Постановление о привлечении юридическое лицо ФГБНУ "ВНИАЛМИ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБНУ "ВНИАЛМИ" в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом требований ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора ФГБНУ "ВНИАЛМИ" К.К.Н., оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской области и Республике Калмыкия от 11 сентября 2015 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 22 октября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт", - оставить без изменения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.