Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей: Сергеева С.С., Асатиани Д.В.,
при секретаре Остапенко А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейниковой М. И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Олейникова З. А., Олейникова А. А., Олейникова А. А.ча к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на приватизацию, права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковые требования Олейниковой М. И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Олейникова З. А., Олейникова А. А., Олейникова А. А.ча к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на приватизацию, права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа "адрес" Олейниковой М. И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Олейникова З. А., Олейникову А. А., Олейникову А. А.чу в заключении договора социального найма и приватизации жилых помещений, расположенных по адресу "адрес".
Признать за Олейниковой М. И., Олейниковым З. А., Олейниковым А. А., Олейниковым А. А.чем право на приватизацию жилого помещения N " ... ", расположенное по "адрес".
Признать за Олейниковым З. А. право собственности на жилое помещение N " ... ", расположенное по "адрес".
Взыскать с ответчика администрации городского округа "адрес" в пользу Олейниковой М. И., Олейникова А. А., Олейникова А. А.ча расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " и расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... ".
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С., выслушав представителя Олейниковой М.И. - Петрову Л.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с исковыми требованиями к администрации городского округа "адрес" муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на приватизацию, права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обоснование заваленных требований указав, что, они проживают и зарегистрированы по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию городского округа "адрес" с заявлением о желании заключить договор социального найма занимаемого жилого помещения и участвовать в приватизации. Впоследствии был получен отказ в заключении договора социального найма и приватизации жилого помещения, которое они занимают. На основании изложенного просили суд признать отказ администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Олейниковой М.И. о заключении договора социального найма и приватизации жилого помещения, расположенного в "адрес", незаконным, признать за Олейниковой М.И., Олейниковым А.А., Олейниковым З.А., Олейниковым А.А. право на приватизацию жилого помещения N " ... " расположенного по адресу: "адрес", признать за Олейниковым З.А. право собственности на жилое помещение N " ... " расположенное по адресу: "адрес", взыскать с ответчиков в пользу Олейниковой М.И. расходы в размере " ... " и уплаченную госпошлину в размере " ... ".
Определением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению Олейниковой М. И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Олейникова З. А., Олейникова А. А., Олейникова А. А.ча к администрации городского округа "адрес" о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " прекращено.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области ставит вопрос об отмене решения суда в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указав, что при постановке решения, суд первой инстанции не правомерно применил нормы материального права, а именно положения ст. 7 ФЗ "О введение в действие ЖК РФ" от 29.12.2004г. N 189 -ФЗ, поскольку указанная норма не регулирует, отношения по приватизации жилым помещений, судом не учтено, что жилое помещение в момент предоставления отцу истца и членам его семьи являлось специализированным жильем, жильцы, вселяясь в него, знали о том, что оно предоставляется на временный срок, судом не учтён тот факт, что, несмотря, на указание в паспорте и поквартирной карточке на место регистрации истца как "адрес", фактическим местом его жительства и регистрации является "адрес", при этом истец не обращался к собственнику здания об изменении (уточнении) адреса регистрации по месту жительства, судом не учтено, что спорное жилое помещение как самостоятельный объект на кадастровый учет объектов недвижимости в установленном законодательством порядке не поставлен, а потому не может быть предметом договора приватизации, судом не учтено что, здание по "адрес", с момента ввода в эксплуатацию отнесено к специализированному жилому фонду.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище (часть 1) и социальные гарантии в жилищной сфере для малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье (часть 3).
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относит, в том числе служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях. Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации для использования в качестве общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома либо части домов; жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения; жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42) использование жилого помещения в качестве общежития допускается только после его отнесения к данному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, которое подлежит направлению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В силу ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истцы с согласия, бывшего собственника общежития, расположенного по "адрес" в "адрес" - ГОУ "Профессиональное училище N " ... "" вселены в комнаты с оплатой за проживание по количеству вселившихся лиц и зарегистрированы по месту жительства. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями поквартирных карточек
Как следует из технической документации на жилое помещение N " ... " по "адрес" в "адрес", оно представляет собой изолированное жилое помещение, в состав которого входят жилые комнаты, кухни, санузлы.
Наличие такого же жилого помещения отражено и в общем техническом паспорте на жилой дом по "адрес" в "адрес".
Согласно копии свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из реестра муниципальной собственности городского округа "адрес", здание общежития по "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности городского округа "адрес" на основании Распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданные в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, в связи с переходом общежития в муниципальную собственность, истцы, занимающие комнату N " ... " по "адрес" в "адрес", с этого момента стали проживать в ней на условиях договора социального найма.
В силу ст. ст. 2, 4, 6, 7, 11 Закона РСФСР от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст. 18, данного Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем ответчика не оспаривался факт обращения истцов с заявлениями о заключении договора социального найма и приватизации занимаемых ими жилых помещений по "адрес" в "адрес", а так же подтверждается факт, того, что истцы ранее своего права на приватизацию не использовали.
Указанные доводы истцов подтверждаются копиями документов, представленных АУ "МФЦ".
При изложенных обстоятельствах, требования истцов о признании незаконными отказов администрации городского округа "адрес" в заключении договоров найма и приватизации жилых помещений, расположенных по адресу "адрес" и признании права на приватизацию и право собственности в порядке приватизации на занимаемые ими жилые помещения, подлежат удовлетворению.
В свою очередь, в удовлетворении исковых требований Олейниковой М.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Олейникова З.А., Олейникова А.А. и Олейникова А.А. предъявленных к МУП "Жилищное хозяйство" в части требований о признании незаконным решения об отказе в заключении договора социального найма, признании права на приватизацию и права собственности на жилое помещение правомерно отказано судом первой инстанции, как предъявленных к ненадлежащему ответчику, который собственником спорных жилых помещений не является.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции при постановке решения необоснованно сослался на положения ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" от 29.12.2004г. N 189-ФЗ являются несостоятельными, поскольку вывод о наличии оснований для признания за истцом права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение сделан судом с учетом тщательного анализа обстоятельств дела и положений законодательства, регулирующего право граждан на приватизацию, и ссылки на указанные нормативные правовые акты являются дополнительным обоснованием выводов суда, а потому не могут повлечь отмены судебного решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что жилое помещение в момент предоставления отцу истца и членам его семьи являлось специализированным жильем, жильцы, вселяясь в него, знали о том, что оно предоставляется на временный срок, несостоятелен, поскольку согласно копии свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из реестра муниципальной собственности городского округа "адрес", здание общежития по "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности городского округа "адрес" на основании Распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданные в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из этого следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, в связи с переходом общежития в муниципальную собственность, истцы, занимающие комнату N " ... " по "адрес" в "адрес", с этого момента стали проживать в ней на условиях договора социального найма, что дает им право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность порядке приватизации.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтён тот факт, что, несмотря, на указание в паспорте и поквартирной карточке на место регистрации истца как "адрес"Б, фактическим местом его жительства и регистрации является "адрес", не является юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора.
При этом заслуживает внимания тот факт, что на территории города имеются здания с почтовым адресом: "адрес", однако документов, подтверждающих, что здание общежития по "адрес" у собственника-администрации городского округа "адрес" отсутствует. Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспаривались, поскольку адреса "адрес" не существует.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что спорное жилое помещение как самостоятельный объект на кадастровый учет объектов недвижимости в установленном законодательством порядке не поставлен, а потому не может быть предметом договора приватизации, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на него.
Отсутствие кадастрового паспорта не свидетельствует о том, что данное жилое помещение как объект права не существует, и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено что, здание по "адрес", с момента ввода в эксплуатацию отнесено к специализированному жилому фонду, несостятелен, поскольку при его передаче в муниципальную собственность, оно такой статус утратило.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определили установилобстоятельства, имеющие значение для дела, с достаточной полнотой исследовал доказательства, дал им соответствующую оценку, выводы суда, изложенные в решении, основаны на исследованных судом доказательствах, фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, которые судом правильно применены и приведены в решении. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах, сводятся к иной оценке обстоятельств дела и иному толкованию законов, которыми руководствовался суд.
Судебные расходы, при рассмотрении дела, были правильно распределены судом в соответствии с положениями главы 7 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна,
Судья Волгоградского областного суда С.С.Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.