Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Емалетдинова З. З. к комитету строительства Волгоградской области об оспаривании действий об отказе в постановке на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Емалетдинова З. З. в лице представителя по доверенности Щ.Н.В.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 09 сентября 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований Емалетдинова З. З. отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емалетдинов З.З. обратился в суд с иском к комитету строительства Волгоградской области об оспаривании действий об отказе в постановке на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что до 08 сентября 1993 г. проживал в г. Воркута Коми АССР, относящемуся к районам Крайнего Севера, после чего выехал в Волгоградскую область.
С мая 2000 г. он в составе своей супруги состоял на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Право на получение жилищной субсидии до настоящего времени не реализовал.
19 февраля 2015 г. обратился в комитет строительства Волгоградской области с заявлением о принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Приказом министерства строительства Волгоградской области от 05 марта 2015 г. N " ... " в принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, ему было отказано по причине отсутствия 15 календарных лет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Просил признать незаконными действия комитета строительства Волгоградской области об отказе в принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; признать незаконным и отменить приказ комитета строительства по Волгоградской области от 05 марта 2015 г. N " ... "; включить его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Волгоградской области, с момента обращения с заявлением - 19 февраля 2014г.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец Емалетдинов З.З. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Ответчик комитет строительства Волгоградской области в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 4 п.5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278; абз. 3 п.3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937; ч.2 ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Судом первой инстанции установлено, что истец Емалетдинов З.З. до 08 сентября 1993 г. проживал в Коми АССР, относящейся к районам Крайнего Севера, после чего выехал оттуда на новое место жительства в Волгоградскую область. Стаж работы в указанных районах составляет 12 лет 04 месяца.
С мая 2000 г. Емалетдинов З.З. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
19 февраля 2015 г. Емалетдинов З.З. обратился в комитет строительства Волгоградской области с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Приказом министерства строительства Волгоградской области от 05 марта 2015 г. N " ... " в принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, ему было отказано по причине того, что его стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 календарных лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Емалетдинов З.З. не приобрел, а следовательно, не сохранил право на получение жилищной субсидии, как выехавший из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку не был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленного иска отсутствуют.
Данный вывод суда первой инстанции является верным, основанным на нормах вышеприведенного законодательства и фактических обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством истец приобрел право на получение жилищной субсидии, так как его стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил не менее 10 лет, отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на субъективном толковании норм материального права, поскольку для приобретения такого права до 1998г. необходимо было соблюдение еще одного условия, а именно постановки на учет по предоставлению жилого помещения или улучшению жилищных условий, чего в данном случае не было.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 09 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Емалетдинова З. З. в лице представителя по доверенности Щ.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.