Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинкарь Ю. Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Шинкарь М. Б. к администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., пояснения представителя администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области - Арисовой Е.М., поддержавшей доводы жалобы, возражения Шинкарь Ю.Г., представителя Комитета строительства Волгоградской области - Мироновой Н.А. на доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
Шинкарь Ю.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего Шинкарь М.Б., обратилась в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, в обоснование своих требований указав на то, что она является матерью Шинкарь М.Б., 2001 года рождения, вместе со своим сыном она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Волгоградская "адрес", в котором также зарегистрированы шесть человек.
Шинкарь М.Б. является ребёнком-инвалидом и на него распространяются нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" и действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире", однако в нарушение требований указанного федерального закона, положениями Конституции РФ и норм Жилищного законодательства, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем истец просила суд:
обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить семье Шинкарь Ю.Г. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений, с учётом права на дополнительную жилую площадь - инвалида Шинкарь М. Б., 2001 года рождения.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 30 сентября 2015 года исковые требования Шинкарь Ю.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Шинкарь М.Б., были удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа -город Волжский Волгоградской области просит отменить решение суда и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 того же Кодекса перечне.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 того же Кодекса предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004 утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, где в пункте 2 указаны психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
В пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 указано хроническое психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющими болезненными проявлениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в пункте 2 которых установлено, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в том числе проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В соответствии с пунктом 6 данных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Как следует из ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Волжской городской Думы от 04.05.2011 N 31/1 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Шинкарь Ю.Г. является матерью Шинкарь М.Б., 2001 года рождения, который является ребёнком-инвалидом, страдающим хроническим заболеванием и подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире".
Постановлением администрации города Волжского Волгоградской области от 21 июля 2011 года N 3846 Шинкарь Ю.Г. составом семьи три человека: она, муж Шинкарь Б.М., сын Шинкарь М.Б. приняты на учёт нуждающихся в жилом помещении \л.д.43\.
Постановлением администрации города Волжского Волгоградской области от 16 января 2015 года N 116, Шинкарь М.Б., 2001 года рождения, признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения при администрации города Волжского Волгоградской области \л.д.24\.
Из материалов дела усматривается, что Шинкарь М.Б. совместно со своей матерью Шинкарь Ю.Г. и отцом Шинкарь Б.М. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: Волгоградская "адрес", в котором также зарегистрированы и проживают: Сазонов А.Г., Сазонова Г.И. и Сазонов Д.А.
Шинкарь М.Б. принадлежит 1\3 доля в праве собственности на данное жилое помещение. Иного жилого помещения на праве собственности Шинкарь М.Б. не имеет.
Между тем, до настоящего времени Шинкарь М.Б., как лицу, страдающему хроническим заболеванием, жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено.
Согласно пункту 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
На основании пункта 1 статьи 64 указанного Кодекса защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Разрешая спор по существу, суд учел, что семья Шинкарь составом семьи 3 человека признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, несовершеннолетний Шинкарь М.Б. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь, как лицо, страдающее психическим расстройством, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об обязании администрации города Волжского Волгоградской области предоставить семье Шинкарь на состав семьи 3 человека жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке возникает только у Шинкарь М.Б. является несостоятельным, поскольку при обеспечении жилищных прав Шинкарь Б.М. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится в том числе несовершеннолетний возраст Шинкарь Б.М., нуждаемость в уходе, возможность (или отсутствие таковой) самостоятельного проживания или совместного проживания с родителями, одним из них, иными членами семьи.
При рассмотрении спора по существу сторонами не оспаривалось, что несовершеннолетний Шинкарь М.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, нуждается в постороннем уходе, Шинкарь Ю.Г. и Шинкарь Б.М., как законные представители несовершеннолетнего, являются членами одной семьи с несовершеннолетним Шинкарь М.Б., имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма, в связи с чем вопрос о предоставлении несовершеннолетнему ребенку вне очереди жилого помещения должен решаться с учетом проживания с ним других членов семьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний основаны на неверном толковании норм материального права по следующим основаниям.
На органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи.
В силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Уставу городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 27 мая 2005 года N 137\1 к полномочиям администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 сентября 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда В.М. Колганова
25.12.2015 года
..
...
областного суда В.М.Колганова
14.08.2015 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.