Президиум Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Подкопаева Н.Н.
членов президиума: Сарницкого С.Н., Сундукова С.О., Туленкова Д.П., Поволоцкой И.А., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А., Юткиной С.М.,
при секретаре Чугуновой М.В.
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Кузнецовой Г.М. от 10 декабря 2015 года о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
по докладу судьи Кузнецовой Г.М.,
рассмотрев истребованное по кассационным жалобам Федерального государственного казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 мая 2015 года
гражданское дело по иску Ш.М.А. к Ремонтно- эксплуатационному району N " ... " филиала "Волгоградский" открытого акционерного общества " ... " филиалу "Волгоградский" открытого акционера общества " ... ", администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Ш.М.А. обратилась в суд с иском к Ремонтно - эксплуатационному району N " ... " филиала "Волгоградский" ОАО " ... ", филиалу "Волгоградский" ОАО " ... ", администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году как молодому специалисту было предоставлено для постоянного проживания жилое помещение в "адрес". После вселения в указанное жилое помещение был выдан ордер на квартиру, с указанием на то, что квартира является служебной. Договор найма служебного жилого помещения с ней не заключался. Поскольку жилому помещению требовался капитальный ремонт, и проживание в нем стало невозможным, ДД.ММ.ГГГГ ей, на семью, состоящую из пяти человек было предоставлено другое жилое помещение по адресу: "адрес". По условиям краткосрочного найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была предоставлена ей на срок проведения капитального ремонта, ранее занимаемого жилого помещения в ДОС N " ... ". Однако до настоящего времени ремонт не начат, сроки ремонта не определены.
Просила суд признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФГУ "Вторая Волгоградская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации и Ш.М.А. недействительным в части указания в договоре статуса жилого помещения как "служебного", а также сроков его предоставления - до проведения капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", ДОС N " ... "; признать за Ш.М.А. и членами семьи право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", Калачёвский район, "адрес" на условиях социального найма.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФГУ "Вторая Волгоградская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации и Ш.М.А. признан недействительным в части указания статуса жилого помещения "служебного" и сроков его предоставления.
За Ш.М.А. признано право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" на условиях социального найма.
В удовлетворении исковых требований Ш.М.А. к Ремонтно - эксплуатационному району N " ... " филиала "Волгоградский" ОАО " ... ", филиалу "Волгоградский" ОАО " ... ", администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 мая 2015 года решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года оставлено без изменения.
30 сентября 2015 года судьей Волгоградского областного суда дело истребовано и поступило в Волгоградский областной суд 02 октября 2015 года.
В кассационных жалобах ФГКУ "ЮРУПО" МО РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оспаривают обоснованность судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Ш.М.А.., её представителя по доверенности - Р.Л.В. возражавшего против доводов кассационных жалоб, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии войсковой части N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Ш.М.А. на состав семьи из пяти человек, в том числе мужа Ш.В.Н. сына Ш.А.В., сына Ш.Р.В. и дочь Ш.В.В. была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес" (далее ДОС - дом офицерского состава) "адрес". На основании данного решения был выдан ордер N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, как на служебное помещение. Ш статуса военнослужащего не имела и не имеет, спорная квартира была предоставлена ей на основании протокола N " ... " жилищной комиссии воинской части " ... " от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилой площади как учителю школы - лицея.
Постановлением N 120 администрации Калачевского района Волгоградской области от 28 апреля 1998 года "адрес" ДОС N " ... " "адрес" была признана служебной.
Поскольку на дату предоставления жилой площади - ДД.ММ.ГГГГ семье Ш указанная квартира не имела статуса служебной, суд первой инстанции пришёл к выводу, что она таковой не являлась и в таком качестве семье Ш не предоставлялась.
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения, судебная коллегия пришла к выводу о том, что истец и ее семья фактически занимали данное жилое помещение на условиях социального найма.
Между тем, данный вывод суда апелляционной инстанции не основан на нормах закона и противоречит материалам дела.
Согласно статье 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьёй 4 указанного Закона установлен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Согласно части 1 статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры Ш.М.А. на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 подпункта "б" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по действовавшему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное помещение и заключения договора найма служебного помещения является установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
Кроме того, ранее действовавшими правовыми актами - приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 288, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 было установлено, что гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными помещениями.
Жилое помещение, расположенное в "адрес", предоставлено Ш.М.А. в качестве служебного.
Из материалов дела видно, что "адрес" муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28-31, 33, 42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятие с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Ш.М.А. и члены ее семьи не состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам для временного проживания жилых помещений маневренного фонда в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договором социального найма.
В силу пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду и могут быть отнесены к таковым только в установленном законом порядке - на основании решений органа, осуществляющего управления государственным или муниципальным жилищным фондом (п.2).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 80 от 15.02.2000 г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", уполномоченным органом в 2011 году по отнесению жилых помещений к специализированному жилищному фонду являлась Квартирно-эксплуатационная часть района.
Как установлено судом, жилое помещение, занимаемое семьей Ш.М.А. нуждается в капитальном ремонте. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вторая Волгоградская КЭЧ района предоставила Ш.М.А. другое жилое помещение по адресу: "адрес", на условиях краткосрочного найма служебного жилого помещения.
Согласно положениям договора с условиями краткосрочного найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, между ФГУ "Вторая Волгоградская КЭЧ" в лице начальника с одной стороны и Ш.М.А. с другой стороны, достигнуто соглашение, согласно которому Ш.М.А. предоставлено в срочное возмездное пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности, и закрепленное за Министерством обороны Российской Федерации. Срок срочного возмездного пользования служебным жилым помещением устанавливается на период проведения капитального ремонта в жилом помещении по адресу: "адрес", ДОС N " ... ". Согласно пункту 1.2. указанного договора после проведения капитального ремонта в служебном жилом помещении настоящий договор найма служебного жилого помещения расторгается, и указанное жилое помещение подлежит освобождению.
Таким образом, собственником были определены условия пользования спорной квартирой и прекращение пользования поставлено в зависимость от наступления юридически значимого события, которым является окончание капитального ремонта жилого помещения.
Следовательно, право на вселение во временное жилое помещение ( "адрес") возникло у Ш.М.А. в связи с невозможностью проживания в служебном жилом помещении, предоставленном на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ году.
Порядок предоставления временного служебного жилого помещения отражен в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Вывод суда о признании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и признании за истицей права на приватизацию спорной квартиры нельзя признать правильным, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Ссылка суда на постановление администрации Калачёвского района Волгоградской области N 103 от 23.марта 2000 года, в соответствии с которым спорное жилое помещение утратило статус служебного, является необоснованной. Как усматривается из материалов дела, по ходатайству второй Волгоградской КЭЧ района Волгоградской области и на основании статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "адрес" была выведена из разряда служебных.
Согласно статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Таким образом, целью выведения из числа служебных квартир указанного жилого помещения было предоставление военнослужащим жилого помещения на условиях договора социального найма. Ш.М.А. не связана какими- либо отношениями с Министерством обороны Российской Федерации, никогда не являлась военнослужащей.
Однако надлежащая оценка указанным обстоятельствам судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не дана.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда и определение суда апелляционной инстанции указанным требованиям закона не отвечают, в связи с чем президиум находит, что допущенные судами первой и второй инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебные постановления подлежат отмене.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, президиум полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ш.М.А. - отказать.
Руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 мая 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым Ш.М.А. в иске к Ремонтно - эксплуатационному району N " ... " филиала "Волгоградский" открытого акционерного общества " ... ", филиалу "Волгоградский" открытого акционерного общества " ... ", администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма - отказать.
Председательствующий Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.