Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Чернецовой Н.А., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области на решение Суворовского районного суда Тульской области от 07 сентября 2015 года по делу по иску Старчевой Г.В. к администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Старчевая Г.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, указывая, что она с ДД.ММ.ГГГГ состоит в администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана нуждающейся, позднее включена в сводный реестр отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
В марте 2003 года ей была установлена II группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию.
Она страдает "данные изъяты", при котором в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2006 года N378 невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, общежитии. Наличие указанного заболевания дает ей право на дополнительную жилую площадь.
С сентября 2006 года она проживала в различных жилых помещениях в общежитии. В настоящее время проживает в комнате N коммунальной квартиры "адрес" на основании заключенного с администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
Просила обязать администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области предоставить ей вне очереди по договору социального найма отдельное жилое помещение в черте города Суворова Тульской области общей площадью не менее 30 кв.м.
Истец Старчевая Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истца Старчевой Г.В. по ордеру адвокат Евченко А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что право Старчевой Г.В. на предоставление дополнительной площади подтверждено медицинскими документами. Истец имеет право как на получение денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так и на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как лицо, страдающее тяжелыми формами хронических заболеваний. При наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору, что истцом и было сделано.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области по доверенности Ларина И.В. в судебном заседании исковые требования Старчевой Г.В. не признала, просила в иске отказать. Она также пояснила, что администрация не отрицает факт принятия Старчевой Г.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако истец была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не в связи с наличием у нее психического заболевания, а как лицо, не обеспеченное жилой площадью по норме предоставления. Вместе с тем, постановления о принятии истца на учет в качестве нуждающейся не сохранилось в администрации, в связи с чем в муниципальный архив передано не было. Пояснила, что финансирование на приобретение жилого помещения для инвалидов происходит за счет средств федерального бюджета, в случае наступления их очереди по Сводному реестру отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. В указанном реестре по области Старчевая Г.В. значится под N, по Суворовскому району - под N. В списке граждан, состоящих на учете на получение жилой площади и на улучшение жилищных условий при администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Старчевой Г.В. значится под N. Полагала, что правовых оснований для предоставления Старчевой Г.В. жилого помещения вне очереди не имеется.
Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, министерства здравоохранения Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Решением Суворовского районного суда Тульской области от 07.09.2015 года исковые требования Старчевой Г.В. удовлетворены частично.
Суд решил:обязать администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области предоставить Старчевой Г.В. отдельное благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Суворов Тульской области, жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную по Суворовскому району Тульской области, но более чем в 2 раза, то есть не более 28 кв.м (с учетом права на дополнительную общую площадь), вне очереди по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Суворовский район Тульской области просит решение суда отменить. Указывает, что Старчевая Г.В. включена в Сводный реестр по Тульской области отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она значится под порядковым номером N. Функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляет министерство труда и социальной защиты Тульской области. После предоставления Старчевой Г.В. жилого помещения для временного проживания - комнаты N общей площадью 14,5 кв.м в коммунальной квартире по адресу: "адрес", она не утратила свое право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Старчевая Г.В. просит решение Суворовского районного суда Тульской области от 07.09.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области по доверенности Косачевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Старчевой Г.В., её представителя по ордеру адвоката Евченко А.Ю., поддержавших доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378 в указанный перечень входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (F00 - F99).
В соответствии с п.2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N817 право на дополнительную площадь имеют лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2).
В силу ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в дав раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно абзацу 6 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением главы муниципального образования Суворовский район Тульской области от 05.08.2005 года N34-404 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Суворовский район" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 14 кв.м на человека.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Старчевая Г.В. является инвалидом 11 группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2001 N. Освидетельствование проведено повторно.
Она страдает "данные изъяты", которое входит в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N817 от 21.12.2004 года и в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N387 от 16.06.2006 года).
Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом диспансерного отделения ГУЗ "данные изъяты", информационными письмами ГУЗ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной врачом психиатром М.О.М., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Старчевая Г.В. состоит на диспансерном учете у врача-психиатра в ГУЗ "данные изъяты", диагноз - "данные изъяты", нуждается в диспансерном наблюдении.
Из материалов дела следует, что в соответствии с нормами ЖК РСФСР Старчевая Г.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списках очередности на улучшение жилищных условий в администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области в общей очереди, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - N.
Представитель администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области по доверенности Ларина И.В. подтвердила, что очередь Старчевой Г.В. в общем списке по состоянию на момент рассмотрения дела судом не менялась.
До ДД.ММ.ГГГГ жилье Старчевой Г.В. предоставлено не было, в связи с чем, в силу норм ст. ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Старчевая Г.В. была включена в Сводный реестр по Тульской области отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
По состоянию на 01.08 2015 года в Сводном реестре истец состоит в очереди под N.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы представителя администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области о том, что Старчевая Г.И., являющаяся инвалидом, страдающим тяжелыми формами заболеваний, вставшая до 01.01.2015 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеет право на получение субсидии из средств федерального бюджета, с целью последующего получения жилого помещения; у администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений; обеспечение жильем таких категорий граждан как истец не является обязательством органа местного самоуправления, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п.п. ж и к ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 указанного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.28.2 Федерального закона N181-ФЗ полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий.
Согласно подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
В соответствии со п.8 ст.26.3 указанного Закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочия по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации (ч.6 ст.19 Федерального закона N184-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст. 1 Закона Тульской области от 03.12.2010 года N 1516-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области" (принят Тульской областной Думой 25.11.2010 года) органы местного самоуправления, в том числе Суворовский район, наделяются государственными полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий инвалидов на неопределенный срок (ст.2 Закона N1516-ЗТО).
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 01.03.2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона N181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01.01.2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Данный вывод согласуется также с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.04.2011 года N 551-О-О, согласно которой к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области и Старчевой Г.В. заключён типовой договор найма жилого помещения в общежитии N. По условиям договора Старчевой Г.В. была передана за плату во владение и пользование комната N площадью 9,0 кв. м в "адрес".
На основании постановления главы администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ Старчевой Г.В. выделена комната N взамен комнаты N в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области и Старчевой Г.В. был заключён договор найма жилого помещения в общежитии N. По условиям договора истцу была передана за плату во владение и пользование комната N общей площадью 14,5 кв. м в "адрес".
Постановлением главы администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ разрешён обмен занимаемой истцом комнаты N на комнату N в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области и Старчевой Г.В. заключён договор найма жилого помещения в общежитии N, по условиям которого истцу была передана за плату во владение и пользование комната N общей площадью 14,5 кв. м в "адрес".
Постановлением главы администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по адресу: "адрес", выведено из разряда специализированного жилищного фонда и переведено в разряд многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области и Старчевой Г.В. был заключён договор социального найма жилого помещения N, по условиям которого истцу была передана в бессрочное владение и пользование комната площадью 14,5 кв. м в коммунальной "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области и Старчевой Г.В. был заключён договор социального найма жилого помещения N, по условиям которого Старчевой Г.В. была передана в бессрочное владение и пользование комната N площадью 14,5 кв. м в коммунальной "адрес".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заключение со Старчевой Г.В. договоров социального найма в отношении комнат в общежитии противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", вместе с тем косвенно подтверждает признание администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области того факта, что Старчевая Г.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду наличия у нее психического заболевания.
Решением Суворовского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Старчевой Г.В. к администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области, министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании обеспечения вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отказано.
Судом установлено, что постановление о принятии Старчевой Г.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в муниципальном архиве не значится. Указанное постановление отсутствует и в администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области.
Из материалов учетного дела, представленного администрацией муниципального образования Суворовский район Тульской области, следует, что Старчевая Г.В. (ранее Панова, Шишкина, в девичестве Степанова) ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области с заявлением о принятии ее на учет на получение жилой площади. В графе о себе указано "инвалид 11 группы, состою на учете у врача психиатра по "данные изъяты", нуждаюсь в тишине и покое", заявление зарегистрировано за вх. N от ДД.ММ.ГГГГ.
В учетом деле имеется справка (выписка из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что Пановой Г.В. положена отдельная площадь, ввиду наличия у нее психического заболевания ( "данные изъяты"), а также заключение консультанта Тульской областной психиатрической больницы от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что она может проживать на отдельной, изолированной жилой площади.
В справке, выданной Пановой Г.В., проживающей по адресу: "адрес", указано, что она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная справка также имеется в материалах учетного дела.
В выписке из протокола N заседания ВКК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заболевание у Шишкиной Г.В. относится к приказу N (первоочередное обеспечение жилой площадью).
Согласно Приказу Минздрава СССР от 28.03.1983 года N 330 "Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади" психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы) относились к заболеваниям, дающим право лицам ими страдающими, на первоочередное получение жилой площади.
Из учетного дела на К.Е.В. (сестру Старчевой Г.В.) следует, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. просит поставить ее на очередь, т.к. семья состоит из 5 человек ( К.Е.В., К.С.В. (муж), К.А.С. (сын), Степанова М.Ф. (мать) и ФИО21 (сестра) и проживает по адресу: "адрес". К.Е.В. (в настоящее время А.) значится в списке граждан, состоящих на учете на получение жилой площади и на улучшение условий при администрации, под N, однако до настоящего времени проживает по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Старчевая Г.В. была принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием у нее хронического заболевания.
В графе "примечание" книги учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий напротив фамилии Шишкова (Панова) указано "по заболеванию".
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено допустимых, относимых и достоверных доказательств того, что Старчевая Г.В. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в соответствии п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения ст.28, п.3 ч.1 ст.29, п.3 ч.1 ст.36 ЖК РСФСР, подп. в п.23 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года N335, п.15 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 года N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР", а также Список заболеваний, дающий право лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний, на первоочередное получение жилой площади, утвержденный приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 года N330, признал несостоятельными доводы администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области о том, что по ЖК РСФСР инвалиды не могли быть поставлены на учет нуждающихся в предоставлении вне очереди жилья.
При этом суд принял во внимание также пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области по доверенности Лариной И.В., что отдельных списков граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья в администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области не имеется, администрацией муниципального образования г. Суворов в администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области не передавались.
Сведений о наличии у истца в собственности жилых помещений не имеется, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, частичном удовлетворении исковых требований Старчевой Г.В., возложив на администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области, обязанность по предоставлению ей отдельного благоустроенного, отвечающего установленным требованиям, в черте г. Суворов Тульской области, жилого помещения общей площадью, превышающего норму предоставления, установленную по Суворовскому району Тульской области, но более чем в 2 раза, то есть не более 28 кв.м (с учетом права на дополнительную общую площадь), вне очереди по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном и субъективном толковании норм материального права, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, признанных судебной коллегией правильными.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Суворовского районного суда от 07.09.2015 года по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Суворовского районного суда Тульской области от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.