Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда: Астапчук Р.В., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Степанова Д.А., Степановой О.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Степанова Д. А., Степановой О. АнатО. к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
установила:
Степанов Д.А., Степанова О.А. обратились в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований указали, что с 1998 года они постоянно проживают в г. Омске по адресу: " ... ", совместно с четырьмя несовершеннолетними детьми в общежитии " ... ". Регистрация по месту проживания у всех членов семьи временная. " ... " решением жилищно-бытовой комиссии администрации " ... " г. Омска Степанов Д.А. поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В 2005 году поступил на службу в " ... ". В " ... " году в период командировки в " ... " участвовал в боевых действиях. В " ... " году получил удостоверение Ветерана боевых действий. В феврале 2011 года был уволен из рядов Вооруженных сил по состоянию здоровья. В апреле этого же года установлена " ... " группа инвалидности. " ... " Степанов Д.А., как инвалид по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, включен в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты из числа ветеранов боевых действий и их семей, в рамках Указа Г. О. области от " ... " N N " ... " на 2014 и 2015 годы по г. Омску. Помимо этого, они имеют право на предоставление им социальных выплат в рамках Указа Г. О. области от " ... " N " ... " "О предоставлении многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов". Начиная с 2009 года, на основании ходатайства руководителя бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска " " ... "", где " ... " лет работает Степанова О.А., она ежегодно включается в список работников бюджетной сферы, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Г. О. области от " ... " N " ... " "О порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, работникам органов государственной власти О. области, нуждающимся в жилых помещениях и проживающих в городе Омске, государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилья", сформированный департаментом в 2012 году. В рамках данного Указа правом на первоочередное получение социальных выплат обладают работники бюджетной сферы в возрасте до " ... " лет включительно, возраст супругов которых не превышает " ... " лет, а также работники бюджетной сферы, имеющие трех и более детей. Степанова О.А. подпадает под данную категорию. Кроме того, " ... " Степанова О.А., как работник бюджетной сферы, поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени права истцов, направленные на внеочередное предоставления жилья либо социальной выплаты, не реализованы.
С учетом уточнения требований просили обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области на основании Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах" либо Указа Г. О. области от " ... " N " ... " обеспечить Степанова Д.А. и Степанову О.А. жильем путем предоставления семье единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленной по г. Омску.
В судебном заседании истцы Степанов Д.А., Степанова О.А., их представитель Панюков Н.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области Матвеева К.И. в судебном заседании требования не признала, представила письменный отзыв на иск (л.д. " ... "). Пояснила, что истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с " ... ". Органами местного самоуправления формируются списки нуждающихся в получении мер социальной поддержки в соответствии с Указами Г. О. области N " ... " от " ... " и N " ... " от " ... ". В соответствии с федеральным и областным законодательством предоставление указанных мер государственной поддержки граждан не является обязанностью О. области, в связи с чем в областном бюджете денежные средства на реализацию данных указов не предусмотрены. В рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства О. области N " ... "-п от " ... " "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" списки нуждающихся формируются Министерством труда и социального развития О. области и направляются для производства выплат в Минстрой О. области. Выплаты производятся за счет средств федерального бюджета. Однако в указанный список истец Степанов Д.А. включен не был, в связи с чем отсутствуют основания для производства выплаты.
Представитель третьего лица Министерства финансов О. области Гоголь О.Ю. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представители третьих лиц Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Степанов Д.А., Степанова О.А. просят решение отменить. Полагают, что Администрация г. Омска при формировании списков граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья по Указу Г. О. области N " ... " от " ... ", заранее вводит граждан в заблуждение, зная о том, что никто из претендующих на получение выплат по данному Указу ничего не получит в связи с отсутствием финансирования. Включив Степанова Д.А. в списки на 2014 и 2015 годы, его заверили, что он, как ветеран, наделен правом получения соответствующих выплат. Считают, что поскольку они имеют право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от того, в какой список они включены либо по чьей-то халатности в него не включены.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов О. области Гоголь О.Ю. полагает решение законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области Матвеева К.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов Степанова Д.А., Степанову О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области Матвееву К.И., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Степанов Д.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск с " ... " составом семьи " ... " человек ( Степанов Д.А., жена Степанова О.А., " ... " сына, дочь), на 2015 год номер очереди - " ... ".
Судом установлено, что Степанов Д.А. является ветераном боевых действий, инвалидом " ... " группы по заболеванию, полученному в период военной службы, имеет удостоверение " ... " от " ... ", согласно которому имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2).
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 23.2 указанного Федерального закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется для ветеранов боевых действий исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 23.2).
В силу п. 11.1 ст. 23.2 названного Федерального закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Закона Правительством Омской области принято Постановление от 26.07.2006 N 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок), в соответствии с которым право на получение мер социальной поддержки имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" (пп. 1 п. 2 Порядка).
В соответствии с п. 3 Порядка реализация полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в форме обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется в пределах средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
В силу пп. 1 п. 4 Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления О. области следующие документы:
1) заявление о предоставлении выплаты, содержащее согласие гражданина на обработку предусмотренных заявлением персональных данных гражданина;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
3) документ, подтверждающий отнесение заявителя к соответствующей категории граждан;
4) копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5) копию финансового лицевого счета или выписку из домовой книги по месту жительства;
6) справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по О. области и государственного предприятия О. области " О. центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории О. области. Граждане вправе по собственной инициативе представить документы, указанные в настоящем подпункте. При непредставлении гражданином указанных документов орган местного самоуправления О. области запрашивает соответствующие документы посредством осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
Необходимые документы представляются в органы местного самоуправления О. области гражданами, указанными в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, до 1 декабря года, предшествующего планируемому году (п. 7 Порядка).
Органы местного самоуправления О. области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат (п. 8 Порядка).
Органы местного самоуправления О. области формируют до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд О. области (п. 9 Порядка).
Минтруд О. области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по муниципальным образованиям О. области и представляет их в Минстрой О. области (п. 10 Порядка).
Минстрой О. области на основании сводного списка граждан и объема средств федерального и областного бюджетов формирует список граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Данный список согласовывается с Минтрудом О. области и доводится до сведения органов местного самоуправления О. области (п. 11 Порядка).
Минстрой О. области на основании списка граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, ежегодно подготавливает и представляет в Правительство О. области предложения по распределению средств, предусмотренных на предоставление выплат гражданам. Правительство О. области ежегодно утверждает распределение данных средств по муниципальным образованиям О. области (п. 12).
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки гражданам по Постановлению Правительства О. области от " ... " N 99-п носит заявительный характер.
Степанов Д.А. в органы местного самоуправления О. области заявление о предоставлении выплаты в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах", Постановлением Правительства О. области от " ... " N 99-п как того требуют положения п.7 Порядка не представлял, что им не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. В список граждан, претендующих на получение выплат, он включён не был, поступивший в Минстрой О. области список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями из числа ветеранов на 2015 год, утвержденный Минстроем О. области, фамилия Степанова Д.А. отсутствует (л.д. " ... ").
В данной связи суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части возложения на Минстрой О. области по обеспечению истцов жильём путём предоставления семье Степановых выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Постановлением Правительства О. области от " ... " N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
В силу статьи 26.3-1 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" также предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области Указом Г. О. области от " ... " N N " ... " (ред. от " ... ") утверждено Положение о порядке обеспечения жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением осуществляется в форме безвозмездного предоставления социальной выплаты из средств областного бюджета в целях оплаты части стоимости жилого помещения.
В силу пп. 1 п. 3 указанного Положения право на получение социальной выплаты имеют, в том числе, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающие на территории О. области ветераны боевых действий, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 года по " ... ", выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в районах боевых действий в период боевых действий.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются ветеранам боевых действий, членам семей погибших (пропавших без вести), указанным в пункте 3 Положения и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет.
Предоставление социальной выплаты осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на обеспечение жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области (п. 7 Положения).
Для включения в списки на получение социальной выплаты на условиях настоящего Положения ветераны боевых действий, члены семей погибших (пропавших без вести) представляют в органы местного самоуправления " ... ", муниципальных районов О. области по месту жительства либо в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области следующие документы:
1) заявление о предоставлении социальной выплаты, подписанное заявителем;
2) выписку из решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
4) копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение (в случае наличия данного документа);
5) копию лицевого счета квартиросъемщика или выписку из домовой книги (в случае, если заявитель занимает жилое помещение);
6) справки из Управления Федеральной регистрационной службы по О. области и государственного предприятия О. области " О. центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у заявителя и членов его семьи жилых помещений на территории О. области.
Согласно пп. 2 п. 11 Положения органы местного самоуправления " ... ", муниципальных районов О. области ежегодно до 1 июля направляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области списки ветеранов боевых действий, членов семей погибших (пропавших без вести), имеющих право на получение социальной выплаты на условиях настоящего Положения.
В соответствии с пп. 2 п. 12 Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области обобщает списки ветеранов боевых действий, членов семей погибших (пропавших без вести), подавших заявления о предоставлении социальной выплаты, и при формировании проекта областного бюджета представляет в Министерство экономики О. области соответствующую заявку на очередной финансовый год.
Право ветерана боевых действий, члена семьи погибшего (пропавшего без вести) на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты (п. 13 Положения).
Размер социальной выплаты рассчитывается на день выдачи свидетельства и составляет 99 процентов от расчетной стоимости жилого помещения (п. 22 Положения).
Расчетная стоимость жилого помещения определяется как произведение минимальной площади жилого помещения с учетом численного состава семьи и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию О. области в месте постоянного жительства гражданина. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию О. области для целей настоящего Положения устанавливается соответствующим органом местного самоуправления О. области (п. 23 Положения).
Таким образом, согласно данному Положению социальные выплаты предоставляются ветеранам боевых действий, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет, при этом предоставление социальной выплаты осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно.
Из материалов дела следует, что " ... " Степанов Д.А. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением на включение его в список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа ветеранов боевых действий за счет средств областного бюджета в 2015 году согласно Указу Г. О. области от " ... " N N " ... " "О мерах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области" (л.д. " ... ").
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от " ... " Степанов Д.А. включен в список граждан, претендующих на получение в 2015 году мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Г. О. области от " ... " N N " ... " "О мерах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области" (л.д. " ... ").
Из списка граждан из числа ветеранов боевых действий, а также членов семьи погибшего в результате боевых действий ветерана боевых действий либо военнослужащего, признанного в установленном порядке пропавшим без вести, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на " ... ", составленного департаментом жилищной политики Администрации г. Омска во исполнение п. 11 вышеуказанного Положения, следует, что Степанов Д.А. стоит в данном списке под номером 1.
Судом установлено, что средства из областного бюджета на реализацию в 2015 году Указа Г. О. области от " ... " N N " ... " "О мерах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов боевых действий и членов их семей, проживающих на территории О. области" не выделялись.
При этом в списке граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в 2016 году по Указу N " ... ", предоставленном Администрацией г. Омска, Степанов Д.А. не значится. Доказательств того, что Степанов Д.А. обращался в Администрацию г. Омска с заявлением на включение его в список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа ветеранов боевых действий за счет средств областного бюджета в 2016 году, в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу указанной выплаты.
Кроме того, судом установлено, что в 2012 году на основании ходатайства руководителя бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска " " ... "" " ... " от " ... ", где работает Степанова О.А., заявления Степановой О.А. от " ... " последняя включена в список работников бюджетной сферы, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Г. О. области от " ... " N " ... " "О порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, работникам органов государственной власти О. области, нуждающимся в жилых помещениях и проживающих в г. Омске, государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилья", сформированный департаментом в 2012 году.
В рамках данного Указа государственная поддержка проживающим в городе Омске работникам бюджетной сферы, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, оказывается в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно, в форме предоставления социальных выплат при строительстве, реконструкции или приобретения жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам по данному Указу носит заявительный характер (п. 12 Положения о порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов, работникам органов государственной власти О. области, нуждающимся в жилых помещениях и проживающим в городе Омске, государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений).
Согласно п. 15 названного Положения органы государственной власти О. области ежегодно до 1 июля направляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области списки работников бюджетной сферы, имеющих право на получение социальной выплаты на условиях настоящего Положения, и заявки на оказание государственной поддержки в целях строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений с указанием предварительных размеров социальных выплат.
В силу п. 16 указанного Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области обобщает списки работников бюджетной сферы, подавших заявления о предоставлении социальной выплаты, и при формировании проекта областного бюджета представляет в Министерство экономики О. области заявку на очередной финансовый год; в течение месяца со дня принятия закона О. области об областном бюджете на текущий финансовый год разрабатывает и представляет в Правительство О. области предложения о распределении средств, предусмотренных на оказание государственной поддержки, по органам государственной власти О. области.
Правительство О. области ежегодно утверждает распределение средств областного бюджета, направляемых на оказание государственной поддержки, по органам государственной власти О. области (п. 17 Положения).
Органы государственной власти О. области в течение месяца после утверждения Правительством О. области распределения средств областного бюджета, направляемых на оказание государственной поддержки, осуществляют уточнение списков работников бюджетной сферы для предоставления социальных выплат, в случае необходимости вносят коррективы в заявки и направляют указанные списки и заявки в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области (п. 18 Положения).
По сведениям Минстроя О. области списки работников бюджетной сферы, имеющих право на получение социальной выплаты, и заявки на оказание государственной поддержки в целях строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений с указанием предварительных размеров социальных выплат на 2015, 2016 год во исполнение п. 15 вышеуказанного Положения Министерством образования О. области в Минстрой О. области не направлялись.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области от " ... " (л.д. " ... ") средства областного бюджета на реализацию в 2013,2014,2015 годах Указа Г. О. области от " ... " N N " ... ""О порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, работникам органов государственной власти О. области, нуждающимся в жилых помещениях и проживающих в г. Омске, государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилья" не предусматривались, что Степановой О.А. не оспаривалось.
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из отсутствии оснований для предоставления Степановой О.А. указанной выплаты в рамках данного Указа.
Относительно довода о реализации права на предоставление социальной выплаты в рамках Указа Г. О. области от " ... " N " ... " "О предоставлении многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов".
Названным Указом Г. О. области утверждено Положение о порядке предоставления многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов.
Указанное положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, в целях улучшения их жилищных условий.
Предоставление социальных выплат осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Организация работы по реализации настоящего Положения возлагается на бюджетное учреждение О. области "Агентство жилищного строительства О. области".
К многодетным семьям относятся семьи, имеющие в своем составе трех и более несовершеннолетних детей и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Для принятия решения о наличии права на получение социальной выплаты и включении многодетной семьи в сводный список в соответствии с настоящим Положением гражданин представляет в Агентство наряду с иными документами заявление, составленное по установленной Агентством форме.
В соответствии с п. 8 Положения Агентство ведет сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат. На основании сводного списка и с учетом средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление многодетным семьям социальных выплат, ежегодно до 1 июня формирует на текущий год список многодетных семей - получателей социальных выплат и до 15 июня представляет его для утверждения в Министерство (п. 20).
Таким образом, реализация права семьи Степановых на получение выплаты возможна в установленном данным Положением порядке.
По сведениям Минстроя О. области, полученным от Агентства, истцы не направляли заявление и документы, необходимые для предоставления социальной выплаты в рамках данного Указа, что последними не оспаривалось. Кроме того, в списке получателей, формируемом Минстроем О. области в пределах средств областного бюджета, на предоставление многодетным семьям социальных выплат в 2015 году, истцы не значатся. Следовательно, основания предоставления выплаты по данному Указу также отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения суда, поскольку свидетельствуют об ином толковании законодательства.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.